Mcoin.ru
local_post_office unc@mcoin.ru
call 8-985-965-60-95, 8-903-210-47-62, 8-925-706-26-91
×
tune
Первые пропагандистские банкноты.
Пропаганда означает распространение идей, информации или слухов с целью влияния или нанесения вреда противнику. Целью пропаганды может быть убедительный аргумент, слух, а также может быть полуправда или откровенный блеф. Пропаганда используется, чтобы повлиять на мнение населения. Двуличие и пропаганда существовали с древних времен. Для пропаганды можно использовать множество вещей, но самый блестящий способ донести свое послание - это использовать средство, которым люди пользуются ежедневно, средство, которое может быть общедоступным. Таким средством являются бумажные деньги.
Банкноты - удобный инструмент в руках хитрого и коварного пропагандиста. Пропагандистские банкноты - это способ изо дня в день вбивать в сознание людей послание, которое в конечном итоге станет частью национальной идеи, восприятия и интеллекта. 


Ранние пропагандистские банкноты Америки и Французской революции

После китайцев и шведов, которые создали бумажные деньги в своей стране, третьями стали американцы. Это произошло в американских колониях Старого света. В декабре 1690 года Генеральная ассамблея Массачусетса проголосовала за выпуск банкнот в английских фунтах стерлингах. Со временем проблема нехватки наличных денег в американских колониях была решена путем печати большего количества бумажных денег. Эта практика противоречила британской денежной политике. Попытки Великобритании регулировать и насаждать колониальную торговлю в конечном итоге стали одним из основных факторов, разожгших огонь революции в американских колониях.

Изображение 1: a - На изображении 5-ти долларовой банкноте, выпуск 1775 года, можно увидеть окровавленную руку, насаженную на колючий куст. Рука представляла собой Британию, а кусты, американские колонии. Девиз на латыни гласил: «Потерпи меня или оставь меня в покое». Дизайн был разработан Бенджамином Франклином. 

Вскоре революционеры колоний научились вести пропаганду против метрополии. Когда в 1775 году собрался Второй Континентальный конгресс, его первой задачей было принять закон, разрешающий печатать бумажные деньги. Революционная деятельность была в самом разгаре и, вследствии чего, была создана постоянная армия для противостояния правящей метрополии. Пропаганда становилась более яркой и очевидной. Сначала это началось с латинского девиза, но теперь на банкноте 50 долларов изобразили тринадцатиуровневую пирамиду, как сегодня на однодолларовой банкноте США. Тринадцать шагов соответствуют тринадцати колониям (изображение b). Девиз «ПЕРЕННИС» означает ВЕЧНЫЙ. Это была мощная пропаганда, направленная на поддержку независимости молодой нации.

Последняя банкнота на этом изображении - колониальная бона 1775 года. Она была разработана Полом Ревером. Эта банкнота была выпущена после битв при Лексингтоне и Конкорде. На ней Ревер решил изобразить Минитмен как патриотический символ американской свободы. Этот выбор оказал глубокое пропагандистское воздействие на лояльность колонистов, все еще сомневавшихся в разрыве с королем Георгом III. Можно сказать, что пропагандистская банкнота сыграла здесь жизненно важную роль.

 

Поддельные банкноты Конфедератов.

 

Во время Гражданской войны на юге не было единой валюты для удовлетворения потребностей  торговли. Правительством Конфедерации были наняты разные полиграфические подрядчики для печати банкнот. Эти организации выпускали банкноты с разным дизайном, поэтому в результате в обращении находилось много разновидностей денежных купюр. Чтобы воспользоваться этой ситуацией и подорвать экономику Юга, Север начал выпускать фальшивые банкноты.

Изображение 2: a - Самой известной фальшивой боной во время Гражданской войны была 20-долларовая банкнота Конфедерации, выпущенная 25 июля 1861 года. Эта 20-долларовая банкнота была полностью вымышленной и не имела подлинного аналога. Таким образом, после того, как её переправили в Конфедерацию, она получил признание как настоящая и широко распространилась по всему Югу. Сегодня этот экземпляр известен среди коллекционеров как купюра «Самка оленя».

Далее пойдёт речь о пропагандистских банкнотах, циркулировавших между Первой и Второй мировыми войнами. Само понятие пропагандистских банкнот этой эпохи существовало на другом уровне. На этих банкнотах были напечатаны всевозможные революционные лозунги и другие тексты.  

Все началось, когда большевики свергли российское имперское правительство в 1917 году, они хотели, чтобы их идеология коммунизма распространялась по всему миру. И в 1921 году советские банкноты несли в себе сообщение, призывающее к открытому восстанию во всём мире против всех противников коммунистов. Послание было чистой пропагандой: «Рабочие мира, объединяйтесь!» Он был напечатан как минимум на шести основных языках азиатского континента.

Изображение 2: b - Пропагандистское послание на обратной стороне этой советской банкноты номиналом 10000 рублей призывает рабочих на шести языках объединиться для свержения мировых капиталистов.

Пропагандистские банкноты после Первой мировой войны.

 

Когда кончилась Первая мировая война, союзники наложили тяжелое бремя на побежденную Германию в виде военных репараций. Простые граждане Германии были возмущены такими условиями, но были бессильны что-либо с этим поделать. Это стало основным фактором, приведшим к возвышению Адольфа Гитлера и, в результате, ко Второй мировой войне. Большая часть этих антифранцузских настроений нашла свое отражение в банкнотах.

Изображение 3-a: Чтобы показать скрытую ненависть к французам, в немецком городе Кахала выпустили нотгельд номиналом 75 пфеннингов с изображением одержимого француза (символ «Франции») в форме лучника, направляющего свою стрелу на беспомощную «Германию», которая привязана к пню. Изможденная Германия, пронизана стрелами и вот-вот получит еще одну в виде дальнейших военных репараций.

Возможно, самым известным примером антифранцузских настроений является знаменитая немецкая банкнота «упырь». Это лучший образец пропагандистской банкноты после Первой мировой войны в своей тонкой работе. В 1922 году инфляция после Первой мировой войны в Германии только начиналась, и цены стремительно росли. Так была выпущена банкнота Рейхсбанка 10000 марок.

Изображение 3-b: На банкноте Рейхсбанка в 10000 марок того времени была виньетка с репродукцией «Портрета немецкого рабочего» Альбрехта Дюрера. В портрете было скрыто пропагандистское сообщение в виде «гуля» или вампира, который, как видно, пьет кровь из горла рабочего. Вурдалак представляет Францию, высасывающую Германию досуха в результате чрезмерных военных репараций.

До сих пор мы видели немецкие настроения против французов, теперь мы будем изучать французское представление о Германии во время Второй мировой войны, когда немецкие войска оккупировали многие французские территории. Свободной территорией при нацистской Германии была вишистская Франция. По мере того как война затягивалась, настроения против немцев росли, и даже простые люди участвовали в сопротивлении. Они применяли способы поднять свой боевой дух и снизить престиж Германии с помощью пропаганды. В нем использовался агитационный комплект, как говорится, «сделай сам». Метод был прост, а материалы всегда под рукой. В то время банкноты для оккупированной Германии и Франции Виши были выпущены Банком Франции. 20 франков были наиболее распространенным номиналом. Блестящие идеи пропаганды изображены на этой банкноте.

Изображение 3-c: В этой банкноте креативность простых граждан бросила вызов своим оккупантам, вставив вырезанный из немецких почтовых марок бюст Гитлера на банкноты в 20 франков. Марки были наклеены на банкноту, чтобы создать впечатление, будто бретонский рыбак душит его, к большому удовольствию французов.

Британская банкнота-пародия на французскую купюру в пятьдесят франков

 

1941 год, через год после падения Франции. Интересная имитация банкноты номиналом 50 франков. Эта банкнота была детищем Департамента политической разведки Министерства иностранных дел Великобритании. Пропаганда в банкноте направлена на ухудшающееся финансовое положение Германии и ущерб, нанесенный Франции немецкой оккупацией. Фальшивая валюта, известная как «Код 90», была сброшена над Францией в ночь с 10 на 13 июня 1941 года. Банкноты в 50 франков были разбросаны Королевскими военно-воздушными силами и воздушным подразделением британской армии. 

Изображение 4-a: Немцы и их приспешники выглядят в глазах общественности как грабители и осуждают цену оккупации Франции. Пьер Лаваль, «французская марионетка», и Адольф Гитлер украшают колонны слева и справа. В линиях подписи титул Le traitre Laval «предатель Лаваль» заменяет привычного Le Caissier General и L’espion Abetz (шпион Abetz) вместо Le Secretaire General. Удрученный писец написал на свитке перед ним: «Стоимость занятия = 400 000 000 франков в день». На его столе лежит пустой сундук с сокровищами. Вместо серийного номера в пародии указана дата 23 июня 1940 года, когда генерал де Голль объявил о создании «Свободной Франции» для ведения борьбы с Германией на оставшихся французских территориях. Внизу боны находится картуш со словами «Aux Boches pillant riens невозможный», означающими «Для грабящих немцев нет ничего невозможного».

 

Оставить комментарий import_contacts
Дата публикации Заголовок