Responsive image
Responsive image
local_post_office unc@mcoin.ru
call 8-985-965-60-95, 8-903-210-47-62, 8-925-706-26-91
Основные нумизматические источники.

 

                                            

 

1) Отдельные монеты (включая их разновидности — монеты чрезвычайных обстоятельств; токены, т. е. частные деньги; денежные слитки).

 

  Монета как ис­торический памятник имеет свои специфические особенности. Она является, как правило, памятником одновременно и вещественным и письменным. Форма и способ чеканки, состав металла и вес монеты, изображение, нередко высокохудо­жественное исполнение — все это дает такие же ценные сведения, как имена правителей, названия городов, девизы и даты монетных легенд.

 

  Монеты, особенно в средние века, были единственными в своем роде изделиями, выпускавшимися значительными «тиражами», часто в десятках и сотнях тысяч экземпляров. Даже изделия ремесла, предназначенные на рынок, не изготовлялись в таких количествах. Это обстоятельство приводит к тому, что монеты, выпущен­ные много сотен лет назад, рано или поздно доходят до исследователя.                                                      

 

  Основным материалом, из которого изготовлялись монеты, был металл — прежде всего золото, серебро, медь. Это обеспечило относительную сохранность нумизматических памятников до нашего времени.

 

2) Монетные находки.

 

3) Материалы и инструменты монетной чеканки.

 

  Последняя группа нумизма­тических памятников сравнительно невелика. Правда, до нашего времени сохранилось некоторое количество средневековых штемпелей, но большинство из них относится к XVI—XIX вв. Наиболее крупным собранием штемпелей в свое время обладал музей Монетного двора в Вене. Каталог, изданный в 1901 г., имел 666 номеров, под которыми описаны обычно пары штемпелей конца XV—XVIII в., под номером 667 — 16 пунсонов. Прекрасными собраниями монетных штемпелей обладают германские музеи. В мюнцкабинете Государственных музеев Берлина хранится около 9 тыс., а в Дрездене — более 2 тыс. штемпелей. В Государственном Эрмитаже западноевропейских штемпелей почти нет, но имеется хорошее собрание монетных штемпелей Хивинского ханства XIX в., а также некоторые русские штемпели, в том числе знаменитого рубля Константина.

 

  Из материалов и полуфабрикатов монетных дворов относительно часто встречаются монетные кружки. Они бывают в составе монетных кладов, изредка их находят при археологических раскопках.

 

  Большое значение для истории техники монетной чеканки имело изучение найденных в последнее время мастерских фальшивомонетчиков. Такие мастерские в основном относятся к XV в. — тогда определенные экономические причины вызвали значительное распространение этого промысла. Фальшивые монеты (нередко с монетными заготовками), а также целые мастерские фальшивомонет­чиков найдены на территории Чехо-Словакии — в Праге, Брно, Сучанах, Конепрусах (юго-западнее Праги), близ Штрамберка; во время раскопок 1963— 1967 гг. была открыта мастерская фальшивомонетчиков на территории Польши — в Старом Дравске (повят Щецинек) в Поморье . Еще в 1933 г. М. Е. Массон описал клад утвари мастерской фальшивомонетчиков XIV в., найденный под Ташкентом и интересный для изучения монетного дела и денежного обращения Средней Азии того времени.

 

                                  

 

4) Весовые гирьки имеют существенное значение для изучения веса монет, названий номиналов, состава местного денежного обращения. Но в нумизматиче­ских работах общего характера им уделяется очень мало внимания. Поэтому о них следует рассказать здесь несколько подробнее.

 

 Монетные весовые гирьки предназначались для взвешивания монет из бла­городных металлов, для быстрого установления правильности веса той или иной монеты. Это было необходимо при изготовлении монет и при их обращении, так как монеты, особенно золотые, нередко опиливались или обрезались с целью похищения металла. При длительном обращении золотые монеты стирались, изнашивались, теряя часть своего веса. Форма гирек зависела от местных традиций и условий, а вес соответствовал весу определенной монеты. Монетные гирьки в Древней Греции, Риме и Византии имели форму прямоугольной или круглой пластинки, кубика и др., сделанных из бронзы, меди, латуни, свинца, стекла. Гирьки могли быть изготовлены частными лицами, могли иметь официальный характер. В период Римской империи монетные весовые гирьки получили название эксагий (exagium, от лат. exigere— взвешивать, исследовать, оценивать). Эксагаи позднеримского и византийского времени были круглыми и четырехугольными бронзовыми и монетоподобными гирьками, носившими на оборотной стороне (да­лее — о. с.) надпись EXAGIVMlSOLIDI, так как предназначались для контрольного взвешивания золотых монет — солидов, введенных Константином Великим (306—337) вместо более ранних ауреусов. На лицевой стороне (далее — л. с.) эксагий был изображен император, указаны его имя и титулатура, а на о. с. как персонификация монетного дела — Монета (обычно изображалась в виде женской фигуры с рогом изобилия и весами, рядом куча монет) или близкая ей по изображению Эквинтас — персонификация Справедливости (также в виде жен­ской фигуры с весами и рогом изобилия или жезлом). Использование эксагий с меньшим весом строго наказывалось. Изредка встречаются эксагии с сокращенным названием Константинополя: CONS. На некоторых эксагиях буквы Sили SOL(solidus) и N (nomisma). В течение длительного времени в странах Арабского халифата, а также в находив­шихся под его экономическим и культурным влиянием государствах изготовлялись эксагии из стекла. Особенно часто встречаются такие гирьки в Египте, поэтому они прекрасно представлены в Музее Каира. Одна из распространенных арабских надписей этих эксагий переводится как «правильный вес одного динара» (золотой монеты).

 

                                

 

  В западноевропейских государствах монетные весовые гирьки стали появляться в XIV в. (прежде всего во Франции, Италии и Фландрии), вскоре после появления золотых монет и насыщения ими денежного рынка. В XV—XVIII вв. это были главным образом латунные гирьки, круглые или квадратные, с соответствующими монетными изображениями — т. е. с такими же, как на тех монетах, вес которых надо было контролировать. Это было удобнее надписей, так как значительная часть людей, их использовавших, была неграмотной или малограмотной. Только с середины XVIII в. наряду с изображениями появляются надписи — названия монет, а иногда только надписи. Обычно монетные весовые гирьки использовались целым набором, помещенным в небольшом ящичке, футляре, который прилагался к миниатюрным весам (обычно похожим на современные аптекарские весы) либо вмещал в себе в специальных углублениях и гирьки, и весы.

 

                                  

 

  Одними из наиболее поздних официальных весовых гирек (эксагий) были гирьки, выпущенные Варшавским монетным двором в 1815—1830 гг. (вероятно, в связи со сложностями в денежном обращении тогдашнего Королевства Польского). На о. с. этих медных кружков на польском языке значилось: «Вес дуката» (ciezarducata),«Вес фридрихсдора», «Вес королевского злотого ординарного», «Вес королевского злотого двойного». На большинстве гирек стоит дата «1817». Кроме монетных гирек, есть гирьки, вес которых непосредственно не равен весу той или иной монеты, на них нет также монетных изображений. Иногда их называют «торговыми». Но денежно-весовые системы обычно тесно связаны с общей весовой метрологией, и такие гирьки нередко используются для взвешива­ния монетного или слиткового серебра.

 

  На территории Восточной Европы в археологических находках представлены гирьки самых различных эпох и весовых систем. На побережье Черного моря, например, — античные гирьки. Известны торговые свинцовые гирьки Ольвии — одного из важнейших античных центров Северного Причерноморья, а также бронзовые квадратные эксагии с изображением на одной стороне Деметры —  богини плодородия и земледелия, на другой — плывущего влево дельфина да­тируемые второй половиной IV в. до и. э. Можно в качестве примеров назвать гирьки из Пантикапея и Нимфея. Своеобразный набор весовых гирек найден при раскопках средневекового Херсонеса. Набор состоит из пяти плоских чашечек формы усеченного конуса, вставляющихся друг в друга и закрывающихся крышечкой. Известны и другие находки отдельных гирек такого типа.

 

  На территории Древней Руси встречаются три группы гирек: 1) так называемые сферические гирьки (в «форме сферы с уплющенными полюсами», самая много­численная группа), они сделаны из железа и покрыты медной оболочкой; 2) мно­гогранные гирьки (в виде куба или октаэдра) из тех же металлов; 3) плоские гирьки, обычно из бронзы или свинца. На гирьках первых двух групп имеются кружки или глазки. Количество знаков различно для каждого экземпляра гирек (если они не одинаковы по своему весовому значению). В. Л. Янин, наблюдения которого мы только что изложили, датирует появление сферических и мно­гогранных гирек второй половиной X — началом XI в. и связывает их появление с использованием в древнерусском денежном обращении обломков дирхемов самого неопределенного размера и веса, а также и с более коренными изменениями в денежно-весовых системах. Еще в начале XIX в. Ф. И. Кругом была описана гирька с надписью «Глеб» и поэтому представляющая интерес не только с точки зрения метрологической, но и палеографической.

 

                                  

 

  Беглый взгляд на историю весовых гирек, особенно монетных, показывает их значение для решения ряда сложных нумизматических вопросов.

 

  Значение весовых гирек для нумизмата-исследователя подчеркивают такие ученые, как В. Л. Янин и Н. П. Лихачев.

 

                                 

 

  «Изучая вес применявшихся для взвешивания монет гирек, — пишет В. Л. Янин, — мы вправе рассчитывать обнаружить в нем соответствие нормам денежно-весовых единиц. Можно заранее рассчитывать встретить и нормы новых систем, и нормы старой общерусской системы... Обращение к весовым гирькам является лучшим способом проверки теоретического расчета величин денежно-ве­совых единиц».

 

  «Памятники византийской сфрагистики, византийской нумизматики и визан­тийской метрологии, — подчеркивает Н. П. Лихачев в статье о византийских эксагиях, — так тесно связаны между собою сходством типов, стиля, определительных признаков, что требуют совместного изучения и постоянного сравнения». Этот вывод можно в определенной степени распространить не только на византийскую нумизматику, метрологию, сфрагистику.