unc@mcoin.ru
телефоны:
8-985-965-60-95 МТС
8-903-210-47-62 Билайн
8-925-706-26-91 Мегафон

Стили в монетном искусстве.

 

                                                 

 

  Родной матерью монет, которой они обязаны своим появлением, была эконо­мика, но повивальной бабкой, как мы уже видели, было прикладное искусство. Таким образом, со времени своего возникновения они были не только памятниками экономики, но и памятниками искусства. Некоторые монеты могут не отвечать нашим современным вкусам, другие вызывают искреннее восхищение. Но каковы бы ни были наши личные вкусы и пристрастия, монеты — памятники современного им искусства и являются частью его истории. По монетам можно проследить черты! развития, общие с памятниками архитектуры, живописи, скульптуры, прикладно­го искусства. Они носят характерные признаки самых различных художественных! стилей, смена которых происходит в той же последовательности И примерно в те же хронологические периоды, как и у других памятников искусства.

 

                                                 

 

  Здесь мы проследим смену художественных стилей на монетах, дав краткую характеристику важнейших из них, не касаясь вопросов художественного стиля вообще. В монетном искусстве мы считаем наиболее простым и подходящим для наших целей определение стиля, данное выдающимся немецким нумизматом Куртом Людвигом Реглингом (1876—1935), — как суммы художественных особен­ностей. Ему следует и известный австрийский нумизмат нашего времени Роберт Гебль, оговариваясь, что понятие «стиль в нумизматике» достаточно спорно. Эта дефиниция монетного стиля, применяемая упомянутыми иссле­дователями к античной нумизматике, может быть, нам кажется, распространена и на нумизматику других периодов.

 

                                                 

 

  Конечно, «сумма художественных особенностей» того или иного стиля — это отражение цельной художественной системы. Это как бы внешнее проявление художественной системы, обладающей, кроме того, и внутренним единством.

 

                                               

 

  Историю античной монетной чеканки обычно принято делить соответственно общеисторическим эпохам и периодам изобразительного искусства. Для Древней Греции это — архаический (VII—VI вв. до н. э.), классический (V—IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV—I вв. до н. э.) периоды. Свои особенности имеет римский период.

 

  Несколько иную периодизацию предлагает Р. Гебль: архаическое искусство (ок. 700—480 до н. э.), эпоха расцвета античного искусства — классика (ок, 480— 323 до н. э.), эллинизм и искусство Римской республики (323—31 до н. э.), искусство императорского Рима (31 до н. э. — 476 н. э.).

 

                                                 

 

  Характерные особенности архаического стиля — статичность и декоративность изображений, как правило — отсутствие чувства перспективы, человеческие фи­гуры с глазами, смотрящими вперед, знаменитая архаическая улыбка на лице. Названные черты характерны для всех видов архаического искусства, в том числе и монетного. Художники-резчики монетных штемпелей избегают свободного пус­того пространства; отсюда — выбор таких изображений, которые заняли бы все свободное поле монеты: черепаха (остров Эгина), лира (остров Делос), щит (Фи­вы), краб (Акрагант, остров Кос), голова льва (Милет, Линд, остров Самос, Занкла, Пантикапей), Горгона (остров Мелос), голова Афины (Афины). Даже более сложные композиции — всадник (Эритры), летящий орел, обвитый змеей (Элида), — составлены с тем же явным желанием заполнить все поле монеты.

 

                                                

 

  Эти «говорящие», или так называемые гербовые, изображения тесно связаны с религией и знаками собственности. Они часто идентичны изображениям на печа­тях (резных камнях), гирьках, амфорах, предметах домашнего обихода и даже знакам, выжигавшимся на телах рабов и животных.

 

  Развитие искусства Греции классического периода характеризуется появлением прекрасных реалистических изображений, художественной гармонией, правиль­ными, «классическими» пропорциями воспроизводимого человеческого тела; лица, их выражение приобретают индивидуальные черты, постепенно исчезает скован­ность изображений, они полны экспрессии, движения.

                                                 

  Если большинство изображений на монетах архаического периода — эмблемы, «говорящие» изображения, то сюжеты наступившего нового периода более разно­образны. Художник свободнее обращается с полем монеты, не боясь часть его оставить чистой или заполнить поясняющей надписью. Чтобы понять, сколько нового и высокохудожественного внес в монетное искусство классический период, достаточно сравнить две близкие по сюжету сиракузские монеты — тетрадрахму 510—490 гг. до н. э. и тетрадрахму работы знаменитого мастера Эванета ок. 415 г. до н. э.. На первой монете лошади изображенной квадриги массив­ны. Хотя их левые ноги приподняты, а возница натягивает вожжи, кажется, что они еле переступают. По сути дела, изображена лишь крайняя правая лошадь, у остальных видны только контуры голов и ног. Колесница плохо заметна, она лишь угадывается по одному, довольно примитивно изображенному колесу. На второй монете мы видим реалистически изображенную колесницу скачущих во весь опор коней и напряженно правящего ими колесничего. Лошади уже не выстраиваются в один симметрический ряд, все изображение полно движения, художник искусно пользуется законами перспективы. Не менее прекрасный образец классического искусства — изображение ко­лесницы на сиракузских декадрахмах 405—400 гг. до н. э. работы выдающегося мастера Кимона, где изображение коней еще более экспрессивно и индивидуально. Изображение человека, в эпоху архаического искусства долгое время давалось анфас или в профиль; около 410 г. до н. э. появляется, наконец, изображение в повороте на три четверти.

 

  Конечно, хронология различных стилей искусства весьма относительна. Осо­бенно это касается монет: изображения на них консервативнее по сравнению с другими видами искусства. Это уже отмечалось в литературе и правильно объяс­нялось стремлением сохранить тип монет, уже зарекомендовавших себя в процессе денежного обращения.

 

  Одной из отличительных особенностей эллинистического периода было высокое развитие и распространение искусства портрета — скульптурного и живописного (например, знаменитые файюмские портреты I—III вв. из оазиса Файюм в Егип­те). Появление портретных изображений на монетах также связано с этой эпохой. Религиозные догмы долгое время запрещали портретные изображения людей на геммах и монетах. Хотя А. Н. Зограф считал возможным появление отдельных портретных изображений на монетах уже в V—IV вв. до н. э., все же свое распространение они получили при Александре Македонском и особенно в начавшуюся его походами эпоху эллинизма.

 

  При раскопках в 1946 г. Неаполя Скифского было найдено захоронение скиф­ского царя Скилура (II в. до н. э.), известного из сочинений древних авторов и надписи, обнаруженной на окраине Симферополя (где и находился Неаполь). Когда известный антрополог, скульптор и археолог, создатель метода восстановле­ния лица по черепу М. М. Герасимов (1907—1970) применил этот метод, получен­ный им скульптурный портрет Скилура оказался очень близким к портрету на монетах, выпускавшихся этим царем в Ольвии. Этот пример свидетельствует о высоте и реалистичности искусства портрета в ту далекую от нас эпоху.

 

  История Древнего Рима охватывает более тысячелетия, которое принято делить на царский, республиканский и императорский периоды. Римское искусство также прошло несколько этапов своего развития. В раннее время значительным было греческое, а затем эллинистическое влияние. Оживление связей между «большим» и монетным искусством можно заметить на монетах Суллы (консул 88 г., диктатор — 82—79 гг. до н. э.). На них сказывается влияние пластики, живописи, глиптики.

 

  Как в эпоху эллинизма, так и в эпоху Римской империи на монетах часто встречаются изображения, воспроизводящие скульптуру и архитектурные соору­жения.

 

  Уже со времени Августе (27 до н. э. — 14 н. э.) скульптурные портреты императоров и членов их семей приобретают идеализированный характер. Время Адриана (117—138) — эпоха возрождения греческого классического искусства. На монетах портретные изображения появляются еще при Юлии Цезаре, а в период империи до самого ее падения л. с. всегда занята портретом императора, а иногда его жены или членов семьи. Характер портретных изображений на монетах близок к скульптурным портретам. Их расцвет приходится на I—II вв., в конце же II в. намечается некоторый упадок римского портретного искусства, портреты становят­ся несколько стандартны, однообразны. Примерами первого пери­ода могут быть высокохудожественные и реалистичные монетные портреты Тибе­рия, Калигулы, Нерона, Траяна, Адриана, Марка Аврелия, Домиции (жены До­мициана), Криспины (жены Коммода), Сабины (жены Адриана), Фаустины II (дочери Антонина Пия и жены Марка Аврелия) и ряда других лиц высокого ранга. Среди портретов I—II вв. нет единообразия, некоторые из них заметно идеализи­рованы или героизированы (например, портреты Августа) или выполнены без особых прикрас и весьма реалистичны (например, портреты Гальбы). Особо надо отметить портретные изображения на медных монетах, которые, будучи обычно значительно больше по размерам, чем золотые и серебряные, предоставляли больше возможностей для творчества резчиков монетных штемпе­лей. Они же дают высокохудожественные и разнообразные изображения на о. с., иногда воспроизводящие сюжеты более раннего времени (реституционные монеты). Среди более поздних монет, в своей массе говорящих о неко­тором спаде портретного искусства, также есть отдельные экземпляры с впечатляю­щими и высокохудожественными изображениями римских императоров. В качестве примера можно назвать изображения на ауреусе Постума (259—268) или на монете в 10 ауреусов Диоклетиана (ок. 294).

 

  Среди огромного обилия сюжетов о. с. монет римской эпохи в IV в. появляются изображения различных христианских символов. Это монограмма Христа (кристограмма, или хризма) из греческих букв X и Р. Она присутствует на монетах со времени императора Константина I (306—337) или как украшение шлема, или на лабаруме. Лабарум — императорский штандарт с кристограммой — можно видеть на монетах Константа (337—350), Валента (367—378), Грациана (367—387), а на монете Магнеция (350—353) кристограмма занимает все поле о. с. В это же время появляется на монетах изображение креста — символа распятия.

 

  Эти изображения стали наиболее частыми на монетах в эпоху средневековья, когда в Европе господствовало христианское, церковное мировоззрение, пронизавшее все сферы жизни, в том числе и искусство. Для искусства государств, возникших в Европе после падения Римской империи, характерно, с одной стороны, влияние римского (византийского) искусства, а с другой — все большая отвлечен­ность, схематичность, символичность и аллегоричность изображений на монетах. Изображения правителей часто теряют портретное сходство, это прежде всего изображения князя, короля, императора с характерными линейными контурами фигур. Церковь на монете — нередко только символ христианского храма. На ряде монет (особенно скандинавских) можно отметить использование геометризированного орнамента или сложного плетения. Можно сказать, что во всех монетных композициях господствуют сакральные (религиозные) знаки (крест, знаки Троицы и т. п.).

 

                                                 

 

  Остановимся на важнейших стилях средневековья — романском и готическом. Они впервые в эпоху средних веков приобрели не местный, а универсальный характер, распространившись в большинстве европейских стран. Но региональные особенности, конечно, сказываются и на этих стилях.

 

  Романский стиль получил распространение в Европе в X—XIII вв., в XIII в. сосуществуя с готикой и постепенно ей уступая. Особенности его проявились прежде всего в архитектуре — в феодальном замке и в храме. Несколько тяжелая архитектура имела своего рода крепостной характер; каменные храмы с цилинд­рическими или крестовыми сводами (образованными крестообразным пересечени­ем двух цилиндрических), округлые арки, монументальные рельефы, украшающие порталы. Скульптуру и живопись пронизывает идея всемогущества бога, фигура Христа обычно непропорционально велика по сравнению с другими изображения­ми. В изображениях человеческой фигуры много абстракции, условностей, голова несоразмерно велика. Узоры, составленные из геометрических фигур, растений или зверей, являются характерными для романского стиля. Все эти художественные особенности находят отражение и в монетном искусстве. Хотя архитектурные изображения на монетах в своем большинстве имеют условный характер, но романский стиль — например, храмов на многих германских моне­тах — легко узнаётся по полукруглым сводчатым аркам. Изображения правителей нередко помещаются под полукруглыми сводами, как на бранденбургском брактеате маркграфа Альбрехта Медведя (1134—1170) или на брактеате Герсфельда при аббате Иоанне (1200—1215). Нередко легенда имеет обрамление в виде дуг, как на денариях германского города Дуйсбурга. Особенно можно выделить такие великолепные памятники романского искусства, как германские брактеаты XII в.

 

  Готический стиль (готика), расцвет которого совпал с периодом наибольшего развития феодального общества, зародился в XII в. во Франции. Готический собор стал не только символом феодализма, но и центром развивающегося города. Постройки с высокими, устремленными ввысь ажурными башнями, стрельчатыми сводами и проемами окон — характерные признаки того времени. Ребристые своды, стены с выступающими контрфорсами придавали готической постройке большую легкость и прочность; еще один признак — огромные окна с цветными витражами, составляющими впечатляющий орнаментальный узор или изображе­ние (например, процесс монетной чеканки). Период готики — вторая половина XII—XV в. — время расцвета книжной миниатюры, постепенного перехода к жанру портрета в живописи и скульптуре.

 

  В монетном искусстве новый стиль получил распространение несколько позже. Один из современных немецких нумизматов определяет его временем ок. 1250— 1450 гг. На появившихся во второй половине XIII в. французских гро турнуа, на итальянских гроссо, на пражских грошах, возникших на рубеже XIII и XIV вв., заметны все следы влияния нового стиля.

 

  Расцвет монетной готики приходится на XIV век. Прекрасным ее образцом может служить золотой франк — francapied — французского короля Карла V (1364—1380), на лицевой стороне которого изображен стоящий под острой готической аркой король в короне, с мечом и скипетром в руках. Для готики характерно изображение правителя в связи с архитектурными деталями. Изображение человека на монетах остается долгое время, вплоть до первых веяний Возрождения, почти лишенным индивидуальных черт, портретного сходства. Обрамление изображения или легенды в виде трех и более дуг, известное еще в романский период, приобретает готический вид, дуги становятся острыми, часто приобретая характер готических архитектурных сводов. Надписи обычно делаются готическим письмом — несколько угловатыми и удлиненными латински­ми буквами.

 

  Эпоха Возрождения, или Ренессанса — период возрождения античной культуры, иного отношения к человеческой личности как к высшему началу бытия. Датируемая для Италии XIV—XVI вв., а для ряда других европейских стран — XV—XVI вв., она означала переворот в области искусства. Архитектура принимает все более светский характер, ее отличают гармоничность, использование античных ордеров. В живописи художники применяют перспективу, умеют передавать объем и пространство. Период расцвета переживает портретный жанр. Ранними портретными изображениями отличаются итальянские тестоны (ит. tesla — голова). Таков, например, миланский тестон с изображением герцога Галеаццо Мария Сфорца. Один из выдающихся итальянских деятелей изображен здесь в профиль, без всяких регалий. Безбородое лицо, крючковатый нос, прямая приче­ска — все здесь аналогично изображениям на памятниках живописи. Гербовый щит на монетах, в период готики бывший заостренным, теперь приобретает округлую форму. Постепенно меняется начертание латинских букв, хотя готические надписи сохраняются еще долгое время, совмещаясь с прекрасными портретами Возрождения или с архитектурными сооружениями, напоминающими античные. Новый художественный стиль вторгается в монетное искусство несколько позже его появления в «большом» искусстве — примерно в середине XV в.

 

  Важнейшим художественным стилем в европейском искусстве конца XVI — первой половины XVIII в. было барокко (ит. barocco— странный, причудливый). Для барокко характерны пышность, динамика, сложные декоративные компози­ции, часто религиозного, мифологического или аллегорического содержания, па­радность портретов. Для монетного искусства стиль барокко можно датировать примерно 1600—1750 гг. В Центральной Европе он особенно четко проявляется после Тридцатилетней войны 1618—1648 гг. во Франции при короле Людовике XIV (1633—1715). Барокко в монетном деле выступало как репрезентативное искусство. Правители нередко изображались в огромных пари­ках и лавровых венках, в латах, с лицами, которые должны были подчеркнуть их волю и величие (чрезмерно большой нос, выдвинутый вперед подбородок). Овал — типичная форма, где помещается изображение; овальный щит, часто со щитодержателями, обычен для герба. Изображения святых также, как правило, торжест­венны и пышны (например, святых Рудберта и Виргилия на талерах Зальцбурга); нередки изображения церквей, аллегорических сцен и фигур, панорам городов.

 

  Со стилем барокко сосуществовали рококо и классицизм. Рококо возник во Франции в XVIII в. и получил здесь особое развитие в 1725—1750 гг. Он сказался прежде всего в области прикладного искусства и характерен для декора: резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, маски-головки амуров, а особенно орнаментальный мотив в виде стилизованной раковины. Послед­ний мотив не редок и на оборотной стороне монет. Гербовый щит также иногда принимает форму раковины. На головах правителей, изображенных на монетах того времени, тяже­лый парик заменяется легкой косичкой, как, например, на прусских монетах короля Фридриха II (1740—1786).

 

  Классицизм, возникший в европейской художественной жизни еще в XVII в. и опиравшийся на образцы античного искусства, нашел свое отражение в монетной чеканке конца XVIII — начала XIX в., а в некоторых странах — и в более позднее время. Его ясность и простота была как бы ответом на пышность барокко и вычурность рококо. Влияние классицизма заметно на прусских талерах Фридриха Вильгельма III, чеканенных в 1814 г., баварском талере 1818 г. короля Максими­лиана I, английской полукроне 1817 г. короля Георга III. Особенно характерна английская крона 1819 г., штемпель которой изготовлен известным итальянским мастером — резчиком гемм и медальером Бенедетто Пеструччи (1784—1855). На портретных изображениях правителей эпохи классицизма ясно ощущается влияние монетных портретов римских императоров.

 

  Мы уже отмечали, что в монетном (медальерном) искусстве переход от одного художественного стиля к другому обычно отстает от других видов искусств. Один из исследователей русского медальерного искусства пишет: «В то время как в 70—80-х годах (XVIII в. в России.) в изобразительном искусстве утверж­дается стиль классицизма, в медальерном искусстве это время определено расцве­том стиля барокко». Автор цитируемой работы объясняет это явление официальной функцией медали, а также тем, что пышность и парадность, прису­щие барокко, были «превосходной формой для прославления деяний Екатерины II и ее двора». Монеты были не менее консервативны, чем медали. Это можно объяснить также их функцией прежде всего как средства обращения. Зарекомендовавшие себя типы монет продолжали чеканиться долгое время. Имен­но этим было вызвано появление монет «неподвижного типа», не менявшегося иногда в течение столетий.

 

  В более позднюю эпоху, включая нашу современность, медальерное искусство отражает направления и жанры других видов искусства, а монеты являются художественными памятниками своего времени.