Морской кортик.
В наши дни морской офицерский кортик является личным холодным оружием адмиралов, офицеров и мичманов ВМФ России. Он стал непременной частью парадного обмундирования у офицеров флота и армии (в армии кортик имеет небольшие внешние отличия и подлежит ношению по особым указаниям на парадах). Выпускники военных училищ, получая первое офицерское звание, принимают из рук старших офицеров свое первое личное оружие — офицерский кортик, который будет сопровождать их всю жизнь. Эта прекрасная традиция, своеобразное посвящение в офицеры, имеет глубокие исторические корни, связанные с представлением о святости оружия, о том что оно облагораживает человека.
Принято считать, что история кортика начинается с конца XVI века. Вероятно, поначалу он мало отличался от абордажных ножей и тесаков, разве что клинок был прямой — одинаково пригодный для рубки и укола. Многофункциональное, достаточно удобное оружие, кортик вскоре теряет исключительно морскую принадлежность и широко применяется на суше. В частности известны охотничьи кортики, кортики жандармов, позднее они были приняты на вооружение регулярных армий.
В 1777 году указом Екатерины II кортики присваиваются унтер-офицерам Егерских батальонов. Этот кортик служил своеобразным штыком к штуцеру (нарезному ружью), которым были вооружены лучшие стрелки. Клинок егерского кортика представлял собой прямую однолезвийную полосу (до 13 вершков — около 60 см) без долов, по обуху часть клинка была заточена. Рукоять состояла из -образного крестовины и простого, изогнутого к лезвию, эфеса, который крепился на клепках.
Описанное оружие весьма отдаленно напоминало нам известный морской кортик, который в своих современных формах появился лишь в начале XIX века у офицеров флота, частично заменив шпагу и полусаблю. В 1803 г. кортик присваивается всем морским офицерам, гардемаринам морского кадетского корпуса и чиновникам морского ведомства. Им предписывается ежедневное ношение кортика, при всех формах одежды(исключая те случаи, когда полагалось одевать саблю). Служба на корабле также освобождала офицера от ношения кортика, но старший вахтенный офицер носил кортик постоянно. Внешний вид кортика мало менялся с 1803 г. В основном это изменение длины и сечения клинка. Украшения кортика были различны, но, понятно, привалировала морская эмблематика. Клинки применялись ромбического, выемчатого и квадратного сечения (т.н. игольчатый тип). Изогнутая крестовина, втулки и рукоять были надеты на хвостовик клинка, закрепляясь там с помощью винта и декоративной головки, под которой помещался вензель того императора при котором хозяин кортика получил первое офицерское звание. Рукоятки морских кортиков преимущественно изготавливались из белой кости, тогда как армейские кортики имели черные рукоятки. Ножны были деревянные, обтянутые тонкой лакированной кожей, прибор на них состоял из латунного устья с кольцом, гайки и наконечника. Все металлические части были вызолочены. С начала XX века кортик опять перестает быть исключительно морским оружием. К примеру, им вооружают офицеров авиации, минеров, офицеров автомобильных рот. С 1916 г. кортик вообще частично заменяет шашки у офицеров пехоты. После революции существование кортика продолжалось, он дошел до наших дней мало изменив свою форму. И теперь ношение моряком кортика обусловлено не только требованием устава, но и связывает офицера со славным прошлым российского флота, его историей и традициями, заставляя помнить и быть достойным их.
Д. Никитин