unc@mcoin.ru
телефоны:
8-985-965-60-95 МТС
8-903-210-47-62 Билайн
8-925-706-26-91 Мегафон

Российские корабли на иностранных монетах.

 

 

  Российский флот уже три века бороздит просторы мирового океана, однако, в "океан" нумизматический, российские корабли "вы­плыли" только в последнее десятилетие, вна­чале на отечественные монеты, а затем они появились и на монетах иностранных. Здесь указаны и суда, побывавшие в морях, омываю­щих Россию.

 

  "Св. Петр".  В 1992 году Острова Кука вы­пустили в честь 500-летия открытия Америки очередную, четвертую серию монет. Одна из 13 великолепных серебряных монет достоинством 50 долларов посвящена капитан-командору Российского флота Витусу Берингу. Он изобра­жен стоящим на носу своего пакетбота “Св. Петр” и указывающим на новую землю, "лежащую против Камчатки” — северо-запад­ное побережье Северной Америки.

 

                                        

 

  "Аврора". Крейсер "Аврора” служил непре­менным сюжетом всех советских монет, посвя­щенным юбилеям Октябрьской революции. Он изображен также на двух однотипных монетах Республики Куба 1987 года достоинством 1 песо (мед-ник.) и 5 песо (сер.), выпущенных в честь 70-летия Октября.

 

                                       

 

  "Резолюшн". В августе 1778 г. корабли третьей экспедиции знаменитого английского мореплавателя Джеймса Кука — "Резолюции" ("Решительность”) и "Дискавери" ("Открытие") в поисках прохода из Тихого океана в Атланти­ческий, дошли вдоль северо-западных берегов Америки, но из-за тяжелых льдов вынуждены были повернуть обратно. Возвра­щаясь, они прошли вдоль восточной оконечнос­ти Чукотского полуострова (ныне — мыс Деж­нева). Интересно отметить, что плаваниям Кука в северной части Тихого океана в немалой степени помогали имеющиеся в его распоря­жении карты, отражавшие итоги Первой Кам­чатской и более поздних экспедиций русских мореходов.

  Трехмачтовый шлюп "Реэолюшн” встречает­ся на монетах: Островов Кука (многократно). Западного Самоа (1,10 и 100 тала 1979 г.), Ниуе (10 долларов 1992 г.), Фиджи (100 долларов 1993 г.).

 

  "Буссоль". Французский мореплаватель Жан Франсуа Лаперуэ, возглавлявший вторую французскую кругосветную экспедицию (1785- 1788 гг) на двух кораблях — "Буссоль” и "Аст­ролябия”, обследовал побережье Приморья, Татарский пролив (названный так именно им), открыл пролив между островами Сахалин и Хоккайдо, названный его именем. Француз­ские моряки останавливались на Сахалине, а также в Петропавловске-Камчатском, где им был оказан радушный прием (а ведь за трид­цать с небольшим лет до этого, во время Крымской войны, городу пришлось отражать нападение англо-французской эскадры) и от­куда один из участников экспедиции, через всю необъятную Россию добирался почти целый год с экспедиционными материалами в Париж.

 

                                     

 

  "Фрам". В 1893-96 гг. норвежское экспеди­ционное судно "Фрам" ("Вперед”) под руковод­ством Ф. Нансена (до 1895 г.) совершило ле­довый дрейф в российских арктических морях от Новосибирских островов до архипелага Шпицберген. Целью экспедиции была попытка достигнуть Северного полюса на судне, дрей­фующем вместе со льдами.

  "Фрам” — трехмачтовая шхуна длиной 39 м и водоизмещением 402 т построена в Норвегии в 1892 г. по заказу Нансена и при его непосред­ственном участии специально для научных ис­следований и плавания в сложных ледовых ус­ловиях. Деревянный корпус судна имел округ­лую форму и гладкую поверхность, чтобы льды выжимали его на поверхность не могли разда­вить. Толщина тройной обшивки — до 80 см.

  В 1898-1902 гг. "Фрам” под руководством O.   Свердрупа совершил плавание в Канадской Арктике, а в 1910-1912 гг. под руководством Амундсена — в Антарктике. В настоящее время он — национальная реликвия, установлен в специальном павильоне Норвежского музея мореплавания в Осло.

  Шхуна "Фрам” изображена рядом с портре­том Ф. Нансена на серебряной монете досто­инством 50 долларов из серии "Великие иссле­дователи, выпущенной Островами Кука в 1988 г.

 

  "Британия". В 1995 г. королева Великоб­ритании Елизавета II после окончания своего визита в Россию возвращалась домой из Санкт- Петербурга морем на своей королевской яхте "Британия".

  Судно было построено в 1954 г. на верфи Джона Брауна в Клайденке. Его длина 120 м, ширина 16,8 м, осадка 5,36 м. Две паровые турбины суммарной мощностью 8800 кВт по­зволяют развивать скорость до 20 узлов.

  "Британия” во время официальных визитов или отдыха служит для членов королевской семьи настоящим уютным домом. Она совер­шила уже десятки рейсов и побывала во мно­жестве стран мира. Яхта находится под коман­дованием контр-адмирала ВМФ Великобрита­нии, в ее экипаже 21 офицер и 255 унтер-офи­церов и матросов. В период Фолклендского конфликта 1982 г. "Британия” использовалась в качестве госпитального судна.

  Изображение королевской яхты можно уви­деть на монетах Гернси, английского острова в Ла-Манше, и Гибралтара, на монетах Карибс ко­го бассейна, как Багамские острова, Ямайка. Каймановы острова, а также на монетах Запад­ного Самоа (Тихий океан) или Тристан-да-Кунья (Южная Атлантика).

 

  "Ра-2". ”Ра-1“ и “Ра-2” — лодки из папиру­са, построенные по моделям и рисункам из древне-египетских гробниц, на которые нор­вежский ученый Тур Хейердал предпринял экс­педиции с целью доказать возможность плава­ния древних египтян в Америку. Первая попытка в 1969 г. на "Ра-1” окончилась неудачей. В 1970 г. “Ра-2” длиной 12 м. шириной 5 м и “толщиной” 2 м, с интернациональным экипа­жем из 8 человек из разных стран, в состав которого входил советский врач Ю. А. Сенке­вич. вышла из Сафи (Марокко), прошла за 55 суток 3200 миль и достигла острова Барба­дос (в 100 милях от цепочки Наветренных ост­ровов, являющихся как бы естественной грани­цей между Атлантическим океаном и почти "домашним" Карибским морем).

  В настоящее время “Ра-2” установлена в Норвежском музее мореплавания, недалеко от "Фрама” и “Кон-Тики".

  "Ра-2” изображена на золотой монете до­стоинством 100 тала, выпущенной в 1991 г. Западным Самоа.                 

 

  "Тигрис". В 1977-1978 гг. Т. Хейердал предпринял новую экспедицию. Он решил до­казать, что древнейшие цивилизации Месопо­тамии, Египта и долины Инда, разделенные пустынями и горными хребтами, еще за 3-4 тысячи лет д о н. э. были связаны друг с другом морскими путями. На судне длиной 18 м, по­строенном из тростника на реке Тигр и назван­ной в ее честь, с интернациональным экипажем из 11 человек, в число которых опять входил Ю. Сенкевич, Хейердал отплыл из Ирака, про­плыл весь Персидский залив, откуда повернул к Африке. После пяти месяцев плавания и 4200 пройденных миль, экспедиция закончилась в Джибути, у входа в Красное море. Здесь, бло­кированный со всех сторон военными дейст­виями (как раз в это время произошел крупно­масштабный вооруженный конфликт между Со­мали и Эфиопией), экипаж "Тигриса” сжег свое судно в знак протеста против ускорения гонки вооружений и войны в Африке.

  В честь этой экспедиции Западное Самоа выпустило в 1994 г. серию из трех монет. 10 тала (сер.) — "Строительство "Тигриса", 10 тала (сер.) — "Сожжение судна" и 100 тала (зол.) — "Объединение для совместного выжи­вания” — это был общий девиз всего интерна­ционального экипажа.

Автор Ю. Баршай