Секретные жетоны.
Речь пойдет о жетонах с надписями “Министерство торговли № 1 (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)”, упомянутых в статье В. П. Лебедева и А. П. Шишкина “К вопросу о классификации жетонов советских торговых аппаратов”, и, я считаю, их самых ближайших сородичах" — жетонах с надписью “Эталон...”.
Споры о том, что это, идут уже не первый десяток лет. Однако до сих пор нет полной ясности в этом вопросе. Догадки в коллекционерских кругах гуляют самые разные. Возьму на себя смелость высказать и свои соображения на сей счет.
По своим техническим и технологическим параметрам жетоны эти ничем не отличаются от монет советской чеканки периода 1961-1991 гг.. Они полностью идентичны по толщине, диаметру, гуртовому оформлению и даже металлу соответствующим (по диаметру) номиналам монет регулярного обращения (см. табл.).
Естественно, подобное простым совпадением не бывает. Сделано это было с вполне конкретной целью: идентичность жетона с монетой по толщине и диаметру предполагала прохождение первого сквозь прорезь монетоприемника аппарата, рассчитанного на применение соответствующей жетону монеты. Его вес должен был точно совпадать с весом монеты, чтобы при падении в монетоприемник сила удара по рычажку включения ничем не отличалась от силы удара монеты. Ну, а состав сплава должен был обеспечивать еще и срабатывание фотоэлемента (если таковой в аппарате, конечно, имелся). Иными словами, жетон должен был выполнять чисто утилитарную функцию монеты — включать аппарат, рассчитанный на применение или прохождение того или иного номинала. Вывод, мне думается, однозначен и вряд ли можно найти другое объяснение данному факту.
Далее. Судя по составу сплава, эти жетоны никак не могли применяться до 1961 г., когда металл был несколько иным (1, 2, 3, 5 коп. — алюминиевая бронза, а 10, 15, 20 коп. — мельхиор). Сплав же монет образца 1961 г. тогда считался экспериментальным. Изготовление из него жетонов, идентичных монетам по остальным (кроме металла) параметрам теряло всякий смысл. Да и номиналов 50 коп. (соотв. — “Министерство торговли № 4" и "Эталон... /50"), 1 руб. (соотв. — “Министерство торговли № 5" и “Эталон.../1") в то время попросту не было.
Итак, названные жетоны изготавливались для применения в аппаратах (автоматах). С какой целью? Каково было их назначение? Платежное? Вряд ли. Во-первых, в период стабильности общегосударственной валюты необходимости в таких заменителях не было никакой — в автоматах можно было спокойно использовать соответствующую монету как в 1961 году, так и в 1971-м, 1981-м и даже 1991-м. Во-вторых, (даже если допустить обратное) относительно нечастая встречаемость этих жетонов говорит об их крайне ограниченных тиражах, что, в свою очередь, свидетельствует о весьма узкой сфере их применения, т. е. не массовой. Принимая во внимание вышесказанное, нетрудно сделать очередной вывод — жетоны могли быть только контрольно-проверочными. С помощью таковых работники ОТК заводов-изготовителей или мастера-наладчики проверяли исправность, работоспособность этих автоматов.
Тут необходимо о каждом типе жетонов сказать в отдельности, поскольку при, в общем-то, одинаковом функциональном назначении, применялись они, скорее всего, в совершенно разных аппаратах, принадлежавших абсолютно разным ведомствам.
“Министерство торговли №...”. Принадлежность этих жетонов обозначена в самой надписи на них. Если вспомнить рассматриваемый тридцатилетний период, то, пожалуй, единственный торговый автомат, который применялся повсеместно и остался в памяти всех советских людей, — это автомат для продажи газированной воды. На 1 копейку он выдавал стакан газированной воды без сиропа, на 3 и 5 копеек — по стакану газводы с сиропом (разной дозировки). Рядом с ними, как правило, всегда размещались и автоматы для размена монет более крупных номиналов — 10, 15, 20 копеек. Вот, в принципе, можно предположить использование на заводе-изготовителе этих аппаратов жетонов №№ 6, 8, 9 и 1, 2, 3 соответственно. Оставшиеся №№ 4, 5 и 7, возможно, были заблаговременно отчеканены с перспективой использования автоматов, в которых применялись бы монеты достоинством в 50 копеек, 1 рубль (стандартный) и 2 копейки, но которые в серийное производство не пошли. (Хотя и есть неподтвержденная информация о том, что в 70-е гг. в Москве изредка встречались разменные автоматы для 50-копеечных и рублевых монет).
С определением жетонов "Эталон...” несколько сложнее, поскольку четкого адреса в надписях на них не содержится.
Когда-то, хасавюртец К. Б. Кирей поинтересовался о происхождении этих жетонов у московского коллеги Н. Я. Дашевского. В ответ, как в той набившей оскомину рекламе, — “случилось страшное...”. Наум Яковлевич взволнованно и в довольно резких “тонах” (если так можно выразиться в отношении эпистолярного жанра) написал, что Константин Борисович сунулся не в свое дело. Это, дескать, “секретные” жетоны Монетного двора, предназначенные для проверки работоспособности монетных аппаратов (речь, вероятно, шла об автоматах для подсчета количества монет того или иного достоинства). И он, Наум Яковлевич, не советует прикасаться к этим жетонам, дабы не иметь впоследствии неприятностей, поскольку “все, что касается работы Монетного двора — засекречено, вплоть до количества очков в мондво- ровском туалете”. Если верить этой информации, то жетоны эти относятся к Министерству финансов, а еще точнее, к самому Монетному двору.
Известный в прошлом коллекционер-исследователь Д. И. Мошнягин тоже относился к жетонам “Эталон...” с определенной осторожностью и даже пренебрежением. Считал, что они имеют чисто техническое назначение — проверка работоспособности разменных автоматов.
Однако слово “эталон” не в полной мере подходит для названия жетонов вышеописанного назначения. Они, скорее, ближе к немецкому понятию “экзаччий”. В свое время на германских монетных дворах применялись специальные монетовидные знаки — экзаччии, по весу точно соответствовавшие золотым монетам того или иного достоинства. Они выполняли роль гирек, этакого своеобразного эталона, при изготовлении монет из драгметалла, чтобы вес последних не отклонялся от установленной нормы. Конечно, жетоны “Эталон...” не играли роль гирек в полном смысле того слова, как это имело место в Германии. Но можно предположить, что на Монетном дворе в ОТК имелись специальные аппараты для проверки стандартности чеканившихся монет. Заложенный в такой аппарат жетон “Эталон...” задавал бы программу в “пропускной режим" для отчеканенного тиража, и все монеты, имеющие не соответствующие стандарту толщину, диаметр, вес, состав сплава, отсеивались бы автоматически.
Но, опять-таки, все это из области предположений. Точных данных о происхождении и предназначении этих жетонов нет.
Теперь несколько подробнее о типах и разновидностях вышеописанных жетонов.
Все известные минторговские жетоны однотипны. Изображения лицевой и оборотной сторон идентичны, но расположены друг относительно друга с разворотом штемпелей на 180. Есть, правда, информация о существовании жетона № 2 с нормальным сочетанием штемпелей.
Что же касается “эталонов”, то тут несколько сложнее. Следует выделить три основных типа, главное различие которых заключается в их датировке. Первый тип — без обозначения года чеканки. Это безо всяких сомнений, выпуск 1961 года — т. е. года денежной реформы, поскольку следующий тип уже датирован 1962-м годом. Третий тип имеет дату “1966".
Каждый из трех типов подразделяется на четыре разновидности, отличающиеся по числителю дроби на реверсе: Н — 1; Н — 2; П — 1; П — 2. Значение этих обозначений; к сожалению, пока не расшифровано.
Кроме того, в первом жетоне “Эталон” следует различать два варианта: с надчеканенным поверх слова “Эталон” порядковым номером и без такового. Надо полагать, что ненадчеканенные жетоны являются первоначальным вариантом. Однако, дабы избежать утраты жетонов и повысить ответственность за них, могло появиться на свет решение об их нумерации.
Все известные пронумерованные жетоны “Эталон...” имеют нумерацию до “500", исключительно. По степени редкости непронумерованные жетоны выше.
По номиналам чаще других встречаются 15-копеечные “эталоны”; чуть реже — 10-копеечные; еще пореже — 20-копеечные; редко — 50-копеечные и очень редко — 1-рублевые.
Наиболее распространены недатированные жетоны, несколько более редки с датой “1962”, еще реже встречаются "эталоны" с датой "1966".
... Самое “больное" место всех версий и предположений (включая и авторские) — это отсутствие “Эталонов...” под номиналы 1, 2, 3, 5 копеек, а также под юбилейные монеты.
Автор Назаров В.