Опиумные деньги
Данная статья основывается на книге "Опиумные деньги", написанной Александром Кузнецовым и выпущенной в 2011 году тиражом 1000 экземпляров.
Весной 1918 года в городе Верном (так до 1921 года называлась Алма-Ата, с 1993 года город носит название Алматы) произошло, на первый взгляд, совершенно рядовое событие - были выпущены в обращение местные бумажные денежные знаки. В те времена это было обычное явление - страна была разделена фронтами гражданской войны, и многие города печатали свои собственные деньги.
Но в верненских бонах была одна особенность, которая сразу привлекала внимание любого человека, лишь только бросившего на них взгляд.
Это надпись о том, чем была гарантирована та эмиссия: «Кредитные билеты обеспечиваются опием, хранящимся в Государственном банке».
Причём, на некоторых купюрах, видимо для наглядности, были изображены цветки опийного мака.
Никогда до этого в мире не было ничего подобного - по сути, наркотики официально объявляли залогом стабильности денежного обращения, наравне с золотом и прочими ценностями.
С точки зрения современного человека - опий, с его ореолом опасного дурманящего средства - это весьма сомнительное достояние, и сегодня подобный текст выглядит, мягко говоря, странновато.
Почему же властями было выбрано такое экзотическое обеспечение, как опий, откуда он взялся и с чего это вдруг настолько гордились наличием этого специфичного товара, что даже хвастались им В. Ленину - на все эти вопросы отвечает книга автора Александра Кузнецова, а так же рассказывает о видах и ценности «опиумных» денег.
В данной книге раскрывается история края от контроля территорий Семиречья Западно-тюрксим каганатом VI-VIII веках до окончания гражданской войны в апреле 1920 года.
В книге подробно описывается история возникновения опиумных денег.
Эмиссия «временных кредитных билетов Туркестанского края» (туркбон) была узаконена декретами СНК РСФСР от 3 и 17 сентября 1918 года. Тогда же и появилась надпись на туркбонах, что обеспечением их является всё достояние РСФСР (до этого они обеспечивались тысячерублёвыми билетами и обязательствами Государственного Казначейства, хранящимися в банке).
Это позволяет считать туркбоны в некотором роде «центральным» выпуском, функционировавшим на ограниченной территории (Закаспийская, Семиреченская, Сыр-Дарьинская, Ферганская, Тургайская, Акмолинская области, Хива и Бухара, а также Томирский и соседние с ним уезды Уральской области).
Легитимация семиреченских бон произошла в начале февраля 1919 года постановлением ЦИК Туркестанской республики, который разрешил Семиреченскому Облисполкому выпустить за счёт бюджета Туркестанской республики бон на сумму 100 миллионов рублей.
Фраза в постановлении «за счёт бюджета» означает, что формально обеспечение их было таким же, как и туркбон, что позволяет и их отнести, хоть и с некоторой натяжкой, тоже к «центру».
Интересна история этого разрешения.
Вообще-то, в Ташкенте всегда отрицательно относились к идее властей на местах печатать собственные деньги. Уже в ноябре 1918 года Председатель Совкома Туркестана Мальков и Комфинансов Рененсланц категорично потребовали прекратить выпуск семиреченских бон, пригрозив за неисполнение предать суду Зав. Фин.отдела Семиреченского Облисполкома Бородинца. На словах в Верном охотно соглашались с этим, говоря о том, что печатают деньги только ради удовлетворения народных нужд, и если Ташкент будет присылать требуемое Облисполкому финансовое обеспечение, они сразу же прекратят эмиссию. ТурЦИК деньги посылал, но в недостаточном количестве, и 3 декабря 1918 года по телефону Бородинец договорился с Рененсланцем о том, что ТурЦИК признает уже выпущенные семиреченские боны и опубликует это в законодательном порядке, пояснив, что выпущены они были временно, ввиду оторванности Семиречья от Центра, и вскоре будут заменены туркестанскими бонами без всякой девальвации, то есть рубль за рубль, так как последние «благодаря своему изяществу и прочности» имеют предпочтение перед семиреченскими.
В феврале 1919 года Семиреченский Облисполком обратился в ТурЦИК с просьбой об отпуске ему средств в счет смет 1919 года, а саму годовую смету он определил дословно, не мелочась, «приблизительно в один миллиард рублей». Комиссар финансов Туркестана Яков Рененсланц отвечал, что денег не даст, так как Облисполком не предоставил смет не только на наступивший 1919 год, но и за прошедший 1918 (то есть попросту не отчитался за потраченные деньги, раннее поступавшие из Ташкента), а также по причинам «технического характера». Но выпуск бон на 100 миллионов рублей для покрытия расходов разрешил, правда, оговорив: «...причём предупредить Семиреченский Исполком, что впредь до получения от него смет дальнейший отпуск средств будет прекращён и печатание бон не будет разрешаться». По всей видимости, верненские большевики в Ташкенте имели репутацию совершенно отвязных людей, потому что бон выпустили они больше, а тот же Рененсланц постоянно жаловался на них и обвинял Исполком практически в грабеже: «Сколько денег мы не посылаем разным нашим ведомствам, даже военному, а Облисполком присваивает их себе».
Курс верненских рублей был официально установлен наравне с туркбонами, но на рынках они котировались почти в полтора-два раза ниже. Так, в марте 1919 года коммерческий агент Туркреспублики в Кульдже Юлусов сообщал, что «один туркестанский рубль стоит 6,5 копеек дореволюционного курса, один семиреченский рубль стоит 3,5 копейки». Под «дореволюционным курсом» подразумевались «николаевские» и «керенские» деньги.
На курс семиреченских денег влияло низкое качество их изготовления и примитивность дизайна, отсутствие серийного номера, а также чисто экономическая причина: товаров область производила значительно меньше, чем потребляла, даже по сравнению с остальным Туркестаном.
Уже через пять месяцев после выпуска бон в обращение крестьяне села Сергиевского Верненского уезда в наказе депутатам Первого Семиреченского Областного съезда Советов просили «прекратить выпуск местных знаков денежной оплаты».
14 июня 1919 года Совет при Комиссаре финансов Туркестанской ССР рассматривал вопрос о прекращении выпуска семиреченских бон и признал, за недостатком туркбон, это преждевременным.
Причины возникновения знаменитой надписи на верненских рублях уходят корнями в события, происходившие в Туркестане сорока годами ранее.
В конце 1878 года начальник недавно присоединённого к империи Туркестанского края фон Кауфман, вследствие ходатайства некоторых губернаторов о воспрещении туземцам приготовлять и продавать вредно действующий на организм человека отвар из маковых головок- кокнар (кукнар) и курительное смолистое вещество из конопли - гашиш, запретил изготовлять и продавать их по всему Туркестанскому краю. В остальной империи такого запрета не существовало ввиду неактуальности проблемы наркомании - попросту говоря, не было ни наркотиков, ни наркоманов.
Члену уездного управления П. Григорьеву было поручено собрать данные обо всех видах туземных наркотиков, распространённых в крае.
Результатом его исследования стала статья «Туземцы и кокнар» в «Туркестанских ведомостях», где он весьма подробно обрисовал проблему наркомании в Туркестане.
Григорьев упоминает о семи видах различных наркотиков, которые местные жители употребляют самостоятельно или в местах сбора наркоманов - кокнарханах и нашаханах:
1) Опий - привозится из Бухары и Китая. Практикуют курение.
2) Кокнар (кукнар) - отвар или настой из маковых головок. Приготовляется из шелухи обыкновенного мака: шелуху эту разбивают на мелкие кусочки и кладут в горшок с водою, которую нагревают; когда шелуха размокнет, ее выжимают руками в воде, которая становится от этого красноватой, мутной и горькой. Напиток для бедного населения.
3) Анаша (наша) или гашиш — курительное смолистое вещество из конопли, с характерным запахом, по которому можно сразу опознать место собрания любителей этого продукта. Приготовляется из конопли, которая привозится из Кашгара. Местная считается ниже качеством.
4) Хаб (хаф) - вещество, в состав которого входят опий и гашиш. Продаётся в виде небольших шариков, принимаемых внутрь.
5) Барч - изготавливается из опия и перца.
6) Тарьяк - пастила из гашиша. Её едят, запивая непременно тёплым чаем. Со слов потребителей, если запить холодной водой, то будут мучить сильные желудочные боли. Исследователь не пишет о том, можно ли не запивать её вовсе.
7) Гульканд - конфеты из сахара с примесью гашиша. Иногда приготовляется из мёда; также употребляется с чаем. Считается самым лёгким наркотиком.
В книге описана и детально изображена иконография денежных знаков, хронология выпусков семиреченских бон, тиражи выпущенных верненских рублей с оценкой разных состояний бон (от G до aUNC), редкость верненских рублей по выпускам, а также многое другое об опиумных деньгах. Книга прекрасно иллюстрирована качественными фотографиями. Эту книгу можно приобрести в нашем интернет-магазине www.mcoin.ru перейдя по ссылке https://www.mcoin.ru/catalog/goods/13/8/454/26331/ в разделе Литература.