Responsive image
Responsive image
local_post_office unc@mcoin.ru
call 8-985-965-60-95, 8-903-210-47-62, 8-925-706-26-91
Металлические билеты.

 

 

                                                     

 

Металические билеты бывают:

1) Транспортные.

2) Металлические пароходные билеты.

3) Металлические трамвайные билеты.

4) Входные жетоны Метрополитена.

5) Театральные билеты.

6) Жетоны развлекательного автомата.

7) Жетоны средств связи (для телефонов-автоматов).

 

Транспортные.

 

                                               

 

Металлические билеты Царскосельской железной дороги на проезд от Петербурга до Павловска.

 

Тонкие латунные пластинки размером 74x45 мм (оборотная сторона гладкая), хранящиеся в музее при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). Надписи на них отчеканены, а номера экипажа и отделения писались кра­ской. Час не указывался. Слова «карета» и «линейка» обозначали старинные вагоны, напоминавшие по внешнему виду различные экипажи того времени. Слово «вагон» вошло в обиход позже, да и то сначала для обозначения товарных вагонов.

 

                                    

 

Царскосельская железнодорожная линия, построенная в 1837 г. от Петербурга до Царского села с продолжением до Пав­ловска, была первой в России дорогой общего пользования.

 

                                              

 

О билетах этого типа Б. Великин в книге «Петербург — Москва» (1934 г. с. 40) писал «Билеты приобретались пассажирами в кассирном отделении вокзала и по прибытии на место высадки, пассажиры обязаны были сдавать их кондукторам. Билеты снова поступали в продажу».

 

В журнале «Старая монета» № 4 за апрель 1910 г. на с. 15 есть любопытная заметка «Вредные жетоны» такого содержания: «На­ши железные дороги выдают жетоны, предоставляющие право бесплатного проезда, уже в течении 50 лет, не имея на этот счет никаких правил и указаний. Государственный контроль хочет вовсе отменить выдачу жетонов на будущее время» (из газеты «Волжское слово» № 78). Каков был внешний вид этих жетонов нам не известно. Нет их образцов и в музее ЛИИЖТ.

 

Металлические пароходные билеты.

 

Билет на пароход Берда.

Луженая латунь, д. 36 мм.

Чарльз Берд (1766-1843) — английский предприниматель, при­ехавший в Россию в 1786 г., как представитель Карронской торг­овой компании, поставлявшей пушки для русской артиллерии. В 1786-89 гг. Берд построил в Петербурге Александровский пушеч­ный завод, а в 1790-1792 гг. свой чугунно-меднолитейный и ма­шиностроительный завод, на котором в 1815 г. был построен первый русский пароход. В 1817 г. Берд получил от русского правительства привилегию на постройку и эксплуатацию парохо­дов в России, срок которой истек в 1832 году. К этому времени в России было 17 пароходов.

Машиностроительный завод Берда в дальнейшем перешел к его наследникам, а в 1881 г. — к акционерному «Анонимному обще­ству франко-русских заводов» (правление в Париже).

 

Билет на пароход «Общества пароходов и судов».

Лицевая сторона ОБЩЕСТВО / ПАРАХОДОВЪ / И / СУДОВЪ.

Оборотная сторона БИЛЕТЬ, вверху — розетка, внизу — черта.

Латунь, д. 29 мм.

 

Металлические трамвайные билеты.

 

Билет Рижской конной железной дороги (конки).

Латунь, д. 25 мм.

На одной стороне герб города Риги, на другой — аббревиатура Р. В. — S.R. t.e. PferdebahnStadtRiga — конная дорога города Рига, цифра 5 (копеек) и буквы ЕД (инициалы арендатора конки).

Рижская конка функционировала с 1882 г. и принадлежала Товариществу конно-железных дорог. В 1901 г. она была замене­на электрическим трамваем.

Такие билеты известны с цифрами 3 и 5, причем первые имеют по краю небольшую полукруглую вырезку для того, чтобы кондук­торы не путали оба вида билетов.

Проезд в вагоне стоил 5 копеек, а на «империале» (площадка на крыше конки оборудованная перилами и скамейками) — 3 копейки. Об этом писали В. Гиляровский, говоря о московской

конке, и Лев Успенский — о петербургской.

 

                                                

 

Билет Ковенской конной железной дороги (К. К. Ж. Д.). Буквы АД (в виде монограммы) — инициалы содержателя конки бель­гийского инженера А. Дюпона (А. Dupont).

Конка в городе Ковно (теперь Каунас) действовала с 1892 до 1929 года, с небольшим перерывом в период 1-й мировой войны (с 18 августа по 19 сентября 1915 г.) в связи с оккупацией города германскими войсками.

Вагоны этой конки были легкие, без «империала», с упряжкой в одну лошадь. Средняя часть вагона была окрашена в синий цвет и являлась 1-м классом (10 сидячих мест), а передняя и задняя площадки, окрашенные в желтый цвет, являлись 2-м классом (по 4 сидячих и по 2 стоячих места на каждой площадке). Соответст­венно этому билету жетоны 1-го класса были с цифрой 1 (латунь, д. 28 мм. Отдел нумизматики Государственного Эрмитажа), а билеты 2-го класса— с цифрой 2 (латунь, д. 28 мм,. Стоимость проезда в 1-м клас­се была 10 копеек, а во 2-м — 6, но кто ехал от начальной остановки (у вокзала) до конца (до депо, около собора), т. е. 3 версты, платил половину.

 

Билет трамвая в г. Либаве (Лиепая).

Латунь, д. 24 мм.

Надпись по немецки LIBAUERSTRASSENBAHN(Либавский трам­вай) 3 к. (копейки).

Трамвай и электростанция принадлежали Континентальному обществу тяги, основанному в 1899 году.

 

Входные жетоны Метрополитена.

 

а)      Московского (выпуск 1955 г.)

Никель, д. 18 мм.

 

                                                 

 

б)      Ленинградского (выпуск 1955 г.)

Никель, д. 21 мм.

 

В настоящее время в метрополитенах в городах государств СНГ применяются жетоны других типов.

 

Театральные.

 

Жетон-абонемент, дававший право на приобретение билетов с 50% скидкой в театры «ЗОН» в Петербурге и в Москве.

 

                                               

 

Алюминий, д. 39,5 мм. О металлических контрмарках упоминается и в литературе. В. Гиляровский писал: «а цирк Саламонского каждый день, кроме субботы... присылал (бедным студентам, жившим в бесплатной ночлежке купцов Ляпиных. А. Ш.) двадцать медных блях, кото­рые заведующий Михалыч и раздавал студентам, требуя за каж­дую бляху... одну копейку».

 

Жетон развлекательного автомата.

 

Латунь, д. 24 мм.

Надпись на шведском языке FORFORSTROELSE — только для развлечений. BALLY — вероятно название фирмы.

 

                                             

 

Развлекательные автоматы-атракционы, создающие иллюзию различного вида движения (поездка на автомобиле, полет в самолете и даже в космическом корабле), представленные на международной выставке «Аттракцион-71», были закуплены у за­граничных фирм (главным образом японских) и в 70-х годах установ­лены в ряде городов Советского Союза. Работали они при опу­скании описанных выше жетонов, продававшихся в кассе по 15 копеек. Жетоны, вероятно, были заказаны фирмами изготовите­лями автоматов в Швеции, о чем говорят надписи по шведски.

 

Жетоны средств связи (для телефонов-автоматов).

 

                                      

 

Применение особых жетонов для переговоров по телефону-ав­томату широко распостранено за рубежом. В США был выпущен каталог, содержащий 450 разновидностей телефонных жетонов мира.

 

В качестве образца приводим здесь венгерский жетон для телефона-автомата.

Белый металл, д. 21 мм.

На жетоне изображен телефонный аппарат и эмблемы связи (крыло и почтовый рожок). Кроме надписей TELEFONERME — телефонный жетон и MAGUARPOSTA— Венгерская почта, поме­щена и фамилия медальера, изготовившего проект жетона В.FARKAS - Бела Фаркаш (р. 1885 г.).

Жетоны эти, называемые «таитусами», стоили 1 форинт и в некоторых случаях неофициально применялись даже в качестве разменной мелочи для сдачи.

 

У нас телефоны-автоматы работали на монетах: до денежной реформы 1961 года — на гривенниках, а после нее — на двухко­пеечниках. Телефонные жетоны появились в наше время в связи с инфляцией и изменением масштаба цен. Однако существовали и раньше жетоны с буквами МГТС, т. е. Московская городская телефонная сеть (латунь, д. 19 мм), применявшиеся мастерами при проверке и ремонте те­лефонов-автоматов. Такие жетоны применялись не только в Мо­скве, но и в некоторых других городах.

Для того, чтобы быстрее отличить и отделить проверочные жетоны от монет, извлеченных из аппарата, жетоны снабжены в центре отверстием, а выпуски не имеющие отверстия, окрашены белой, черной или красной эмалевой краской.


Оставить комментарий import_contacts
Дата публикации Заголовок