unc@mcoin.ru
телефоны:
8-985-965-60-95 МТС
8-903-210-47-62 Билайн
8-925-706-26-91 Мегафон

Автомобиль, автомобили.... Коллекционирование моделей автомобилей.

 

                                             

 

  Никто не знает, кто и когда построил первую модель, сделал первую фи­гурку. Возможно это был какой-нибудь первобытных охотник, вырезавший из кости подобия мамонтов, пещерных медведей и других зверей.

 

  Статуэтки служили, людям его племе­ни, талисманами.

 

  Со временем появились и свое­образные модели транспортных средств. Во многих музеях мира хранятся, как драгоценные экспонаты, миниатюрные колесницы бога солнца Ра, найденные археологами при раскопках древних городов и поселений Египта и Ближнего Востока.

 

  Эти миниатюры дали нам возможность узнать, как соб­ственно, выглядели повозки и другие средства передвижения давно исчезнувших культур. И в дальнейшем люди продолжали создавать модели карет и повозок, фигурки лю­дей, лошадей и домашних жи­вотных. Чаще всего это были просто игрушки для детей.

 

  С развитием технического прогресса значение миниа­тюры, как игрушки начинает меняться. С модели начинались паровая машина Джеймса Уатта и паровоз Джорджа Сте­фенсона.

 

  Первые модели, которые с большей или меньшей степенью условности мож­но назвать копиями настоящих автомоби­лей, появились в США, когда в 1914 году фирма Дауст (Dowst) начала серию игрушек Тутси Тоуз (TootsieToys) с мо­дели знаменитого Форда Т.

 

  Двадцатые годы можно назвать прологом истории моделей. Настоящие модели появились в 30-е годы.

 

                                     

 

  Кстати, фирмы, французская СОЛИДО (Solido) или английская БРИТЭН (BRITAIN) начали выпускать в 20-е годы модели автомобилей как дополнение к своей основной продукции — моделям железных дорог, кораблей и аэропла­нов. Отсюда же и происхождение неко­торых общепринятых сейчас масштабов моделирования, таких, например, как 1:87 и 1:43.

 

  Важными вехами для коллекцио­нирования старых моделей стали 1934 и 1935 годы. В 1934 году на рынке появи­лись первые модели марки Динки тойз (DinkyToys) английской фирмы Меккано (Meccano).

 

                                     

 

  Немецкая компания Мерклин (Marklin) известная своими моделями железных дорог, начиная с 1935 года также осва­ивает производство моделей-копий авто­мобилей. В ее ассортименте были Хорьх, Адлер, Фольксваген, Большой Мерсе­дес 770 К. Модели фирмы Мерклин сла­вились довольно высокой точностью и качеством изготовления. Эта фирма, су­ществующая до сих пор, недавно пред­приняла попытку возобновить выпуск не­которых моделей (Re-edition), используя сохранившееся довоенное оборудование.

 

  Во Франции модели продолжала вы­пускать фирма Солидо, а также Фран­цузский филиал английской Динки тоуз, в ассортименте которого были не только модели английского производства, но и французские, такие как Пежо 402, Сим­ка 5, знаменитый Ситроен 11 BL. Это были обычные игрушки, их производители и не мечтали, что коллек­ционирование когда-нибудь может стать повальным увлечением. Настоящий размах выпуск моделей автомобилей приобрел лишь в 50-е годы, когда кол­лекционная лихорадка охватила тысячи и тысячи людей всех возрастов.

 

  В настоящее время можно встретить модели, которые выглядят достаточно историческими, но каждый период име­ет свои специфические характеристики:

 

- 1920-е годы. В этот ранний период модели были без стекол и шасси, с металлическими колесами, материал — чугун и сплавы железа (литье) или штам­пованная жесть. Копийность модели очень условна.

 

- 1930-е годы. К этому времени модели стали присущи 4 основные со­ставные части: кузов, шасси с крыльями, решетка радиатора с фарами и перед­ним бампером, колеса с резиновыми шинами. Пропорции моделей становятся более совершенными.

 

- 1945-1955-е годы. Послевоенный период характеризуется появлением же­стяного попа, к которому крепятся ко­лесные оси, и который сам крепится к кузову винтами. Этот метод до сих пор применяется в конструкции моделей.

 

- 1955-1960-е годы. Появляется двухцветная окраска кузова, номера на моделях гоночных машин наносятся краской. Кроме того к оснащению до­бавляются такие детали, как стекла для окон, фары из прозрачной пластмассы, сиденья в салоне и рулевое колесо.

 

- 1960-е годы. Во всех моделях си­денья, приборная доска и руль становят­ся постоянными деталями интерьера, передние колеса иногда снабжаются специальными механизмами, позволяю­щими им поворачиваться вправо и влево.

 

  В дальнейшем добавляются открываю­щиеся двери, капот и багажник. Появля­ются двигатель под капотом и запасное колесо в багажнике. Передние решетки, бамперы и колпаки колес начинают де­латься из пластмассы с вакуумным напы­лением, имитирующем хромировку.

 

  К настоящему времени детализация моделей достигла очень высокой степе­ни — некоторые модели могут состоять из сотни деталей, хотя речь идет о мо­делях в масштабе 1:43, т. е. размером всего в 10-15 см.

 

  Конечно, и в России, и в СССР игрушечные автомобили тоже делались и продавались. Но наверно их было ма­ло, может быть были они низкого каче­ства, поэтому идея их коллекционирова­ния мало кому приходила в голову.

 

  Положение несколько улучшилось по­сле войны. Ассортимент игрушек увели­чился, они стали доступнее. Некоторые образцы уже приближались к критери­ям, которыми руководствуются и сегод­няшние коллекционеры. Можно вспом­нить о наборах «Автоконструктор» Сара­това, «ЗИМы» и «Кадиллаки» завода им. Кулакова в Ленинграде и ряд других.

 

  Толчок к интенсивному развитию мо­делей пришел к нам с Запада. На Британской национальной выставке в Мо­скве в 1958 году можно было купить некоторые модели фирмы «Матчбокс», а на прилавках Москвы и Ле­нинграда в декабре 1969 года впервые появились образцы другой английской фирмы «Корги тойс». Наверное этот момент и можно считать нача­лом распространения этого популярного сегодня хобби.

 

  Первой масштабной мо­делью 1:43 советского авто­мобиля стал «Москвич-412», саратовского радиозавода объединения «Тантал». Так в 1971 году началась серия «Ав­томобили СССР».

 

  История возникновения этой серии довольно любопытна.

 

  Выполняя директивы центра об увели­чении ассортимента товаров народного потребления, работники завода, который и сейчас входит в ВПК, искали подходя­щую им по профилю продукцию для освоения.

 

  У директора завода был знакомый работник Внешторга, увлекающийся ми­ниатюрными моделями и хорошо знаю­щий о популярности этого хобби на за­паде. Он предложил директору начать выпуск модели советского автомобиля, пообещав помочь с рекламой и органи­зацией сбыта за рубежом. Затея полно­стью себя оправдала. За несколько лет на вырученную валюту завод значитель­но обновил парк оборудования и даже смог построить отдельное производство, специализирующееся на выпуске моде­лей. Свойственная заводчанам высокая культура производства позволила делать отличные модели. Например, модель ВАЗ-2121 «Нива» по степени детализации и чистоте изготовления, как считают мно­гие наши и зарубежные коллекционеры, вообще вне конкуренции.

 

  Сейчас на территории бывшего СССР выпуском масштабных моделей-копий автомобилей занимаются около трех де­сятков крупных и мелких предприятий. Качество этих моделей разнообразно.

 

  Лидерами, по-прежнему, являются саратовский «Тантал», сделавший уже около 40 только базовых моделей и не­счетное число вариантов (ГАИ, Такси, Скорая помощь и т. п.) и казанский «Эликон», выпускающий модели грузо­виков «КамАЗ» и «АМО-Ф15».

 

  Группа энтузи­астов ЛОМО в Санкт-Петербурге выпу­стила модели пожарного автомобиля на базе знаменитого довоенного грузо­вика ЗИС. Эти модели с удовольствием поставит в свою коллекцию каждый по­клонник этих изящных миниатюр.