Responsive image
Responsive image
local_post_office unc@mcoin.ru
call 8-985-965-60-95, 8-903-210-47-62, 8-925-706-26-91
Фальшивые и поддельные монеты.

 

                                              

 

Хотя вне круга специалистов не делается различия между указанными терминами, нумизматы обычно под фальшивыми подразумевают незаконно изготовленные с целью пуска их в обращение монеты, внешне почти ничем не отличающиеся от других современных им монет того же типа и номинала. Поддельные — монеты, изготовленные значительно позже тех образцов, которым они следуют, с целью продажи их в качестве антикварных вещей.

 

  Некоторые подделки по своему типу отличаются от современных им монет и являются плодом фантазии их изготовителя. Фальшивые монеты отличаются обычно низкой пробой золота и серебра или заменой последних медью или бронзой с последующей позолотой или посеребрением. Иногда ядро из меди или свинца плакировано золотом, серебром. В обоих случаях для установления фальшивости монеты важно определить ее пробу и удельный вес.

 

                                 

                                          Штемпели для отливки фальшивых монет

 

  Искажение легенды, наличие в ней ошибок, грубость исполнения иногда также могут свидетельствовать об изготовлении монеты вне пределов официального монетного двора. Монеты — антикварные подделки бывают обычно равной с подлинником пробы, иногда изготавливаются на монетных кружках времени ко­пируемого образца (после уничтожения старых изображений и легенд). Нередко они обращают на себя внимание специалиста своей необычностью, уникальностью. Уникальная монета, поступившая не из клада, всегда должна вызывать подозрение и требует тщательной и всесторонней проверки на подлинность.

 

  Фальшивые монеты обычно изготавливались либо путем чеканки новым штем­пелем, сделанным фальшивомонетчиком, либо путем отливки. В первом случае бывали редкие исключения, когда один из работников монетного двора незаконно использовал старые подлинные штемпеля.

 

                                      

                                      

 

 Изготовление поддельных монет осуществляется путем: 1) отливки, 2) приме­нения нового штемпеля, 3) незаконного использования старого штемпеля с внесе­нием в него некоторых изменений, 4) создания гальванопластической копии, 5) соединения лицевой и оборотной сторон двух подлинных монет разных типов (и получения таким способом монеты якобы неизвестного образца), 6) перегравировки подлинной монеты, 7) опиливания отдельных букв или знаков с последую­щей припайкой других.

 

                                     

 

  От фальшивых монет надо отличать монеты-подражания. Мы имеем здесь в виду не следование определенной монетной стопе, а подражание монетному типу, которое обычно сочетается с копированием размеров и веса монеты, служащей образцом. Легенда на монете-подражании либо сохраняется без изменений, либо - при сохранении ее расположения может быть написана другим алфавитом, на другом языке и иметь другое содержание. Основной причиной возникновения подражаний являлось стремление монетных сеньоров к обеспечению активного и выгодного использования монеты в своей стране или за рубежом. Поэтому образцом для подражания служила обычно полноценная монета, завоевавшая прочные эк комические позиции, зарекомендовавшая себя и потому охотно принимавшаяся населением той или иной территории. В качестве примеров можно назвать визан­тийские солиды, каролингские денарии, кёльнские денарии, английские стерлинги, французские гро турнуа, флорентийские флорины, венецианские, венгерские и голландские дукаты и т. д. Кроме экономических мотивов чеканки монет-подра­жаний, могли быть мотивы политические (политическое влияние могущественного соседа) и даже эстетические (подражание особенно красивым образцам монет), но они играли второстепенную роль; этим вопросам был посвящен специальный международный нумизматиче­ский симпозиум в Будапеште. Полезна для изучения данной темы недавно вышедшая книга Г. Вермута «Аферы с фальшивыми деньгами».

 

                                           

 

  Иногда сложно бывает определить, к какой категории отнести те или иные монеты — к подражаниям или к фальшивым монетам. Примером может служить выпуск в России голландских дукатов, получивших народное название «лобанчики». Выпущенные впервые, как полагают, для финансирования Архипелагской экспедиции в период русско-турецкой войны 1768—1774 гг., они затем чеканились вплоть до второй половины XIX в. В XIX в. их чеканили с датами 1800—1806 и 1817—1841 гг. (исключая 1826 г.) и 1849 г. Различия между «лобанчиками» и подлинными голландскими дукатами столь незначительны, что даже специалист может сделать правильное заключение, лишь тщательно изучив детали. Чеканка «лобанчиков» была прекращена в 1868 г. после ноты правительства Королевства Нидерландов, и в начале 1869 г. основная масса их была перечеканена в русскую монету.

 

                                     "Лобанчик"

 

   Народное название «лобанчики» вошло и в русскую литературу: в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1866—1876) Ермиле на покупку мель­ницы «наклали шляпу полную целковиков, лобанчиков...». В повести Чехова «Степь» (1887—1888) они также упоминаются: «Купец им на радостях три сотенных пожертвовал, а мне пять лобанчиков дал...».

 

  Название «лобанчик» большей частью связывают с изображением воина, кото­рого «забрили», «залобанили» на воинскую службу. Есть и другое объяснение: лобан — человек с большим лбом; первоначально «лобанчиками»назывались, французские золотые монеты с изображением короля с таким признаком, а позже название было перенесено на голландские дукаты. С точки зрения внешнего вида и веса монеты-лобанчики - прямое подражание голланд­скому дукату, чеканенное на государственном монетном дворе. Но такая чеканка в XVIII—XIX вв. (в отличие от случаев подобной чеканки в средние века) была с точки зрения международного права противозаконной, что превращало «лобанчи­ки» в фальшивую монету. Длительное их обращение за рубежами России (прежде всего - в странах Азии) объясняется, во-первых, трудностью отличить эти монеты от подлинных голландских дукатов и, во-вторых, укоренившимся за границей мнением, что их чеканка основана на специальном соглашении между правитель­ствами России и Нидерландов.

 

  В VII в. до н. э. в Восточном Средиземноморье появились первые монеты, и очень скоро — может быть, уже в том же столетии (но, во всяком случае, в VI в. до н. э.) — стали изготавливать фальшивые монеты, о чем свидетельствуют источ­ники. Законы Солона (594 —593 гг. до н. э.) предусматривали жестокие наказания за изготовление монет лицами, не обладавшими правом чеканки. Широко распро­странены были фальшивые монеты в средние века. Особенно богат в этом отноше­нии период XV —XVII вв., когда фальшивые монеты изготовлялись в столь боль­шом количестве, что их использование выступало не только как явление социаль­ное и юридическое, но и экономическое, иногда приводя значительные территории к заметным хозяйственным трудностям. В средние века фальшивомонетчиков, жестоко карали — подвергали пыткам, сжигали, заливали горло расплавленным металлом. В Уложении царя Алексея Михайловича (1649 г.) говорилось: «Которые денежные мастеры делати медные, или оловянные, или укладные деньги, или в денежное дело, в серебро учнут прибавляти медь, или олово, или свинец, и тем государеве казне учнут чинити убыль: и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, залити горло». В Риге, в Музее истории Латвии, хранится отрубленная рука фальшивомонетчика XVII в. Однако стремление к легкому обогащению, а иногда — беспросветная нищета пересили­вали страх наказания.

 

                                      

 

  В России изготовление фальшивых монет получило особое распространение в XVII в.; они обычно назывались «воровскими деньгами», а сам промысел — «во­ровским денежным делом». По утверждению исследователя «Строельной книги города Пензы» В. А. Борисова, значительная часть первоначального населения этого города состояла из фальшивомонетчиков, сосланных сюда из различных мест страны.

 

  Особо надо выделить группу фальшивых монет, изготовлявшихся государствен­ной властью с целью экономической диверсии против другого государства или для незаконного финансового обеспечения своих войск на вражеской территории. Именно с такой целью выпускали русские деньги шведы во время оккупации ими Новгорода в 1611—1617 гг. Во время русско-шведской войны 1788—1790 гг. в Швеции, в городе Авеста, чеканились екатерининские медные пятаки с датами 1764, 1776, 1787 для использования их на территории Финляндии, охваченной военными действиями. Во время Семилетней войны прусский король Фридрих II чеканил в 1759—1762 гг. польско-саксонские и прусские монеты плохого качества, которые обращались среди населения, но не принимались государством при оплате налогов. По имени практического руководителя этой чеканки Фейтеля Эфраима монеты получили название «эфраимитов». В 1808—1813 гг., во время войны про­тив наполеоновской Франции, британское командование на Пиренейском полуост­рове чеканило фальшивые наполеондоры. В свою очередь Наполеон выпускал австрийские, прусские, а во время вторжения в Россию в 1812 г. — и русские бумажные дензнаки. Аналогичную диверсию осуществлял во время второй мировой войны Гитлер, фабрикуя фальшивые советские дензнаки, а также долла­ры и фунты стерлингов («операция „Бернгард"»).

 

                                        

 

  Коллекционные подделки появились значительно позже, чем фальшивые мо­неты. Это вполне понятно — ведь начало самого коллекционирования относится к эпохе Возрождения. В XVI в. в Италии, в Падуе, изготовлялись (чаще с помощью вновь созданных штемпелей) поддельные античные монеты, иногда близкие к подлинным, иногда достаточно вольной композиции. Наиболее известными изго­товителями этих подделок, получивших название «падуанцы», были сотрудничав­шие между собой ученый А. Бассиано и резчик штемпелей Дж. Кавино (1500— 1571). Многие штемпели Кавино сохранились и собраны в Кабинете медалей парижской Национальной библиотеки. Это римские сестерции и бронзовые рим­ские медальоны, иногда такие, которые никогда не чеканились. В 1883 г. Р. Г. Ло­уренсом была издана специальная работа о «падуанцах». Лоуренс перечис­ляет 113 произведений Кавино. Он пишет, что падуанцы слишком круглы и правильны, а гурт слишком тонок. Надписи плоски и несколько прямоугольны, особенно буква N; М слишком широка в основании и узка сверху; H и D также чересчур прямоугольны и тяжелы, а буквы А и V по сравнению с надписями на подлинных римских монетах очень узки и остры. В начале нашего века Макс Бернхарт подробно описал падуанцы, хранящиеся в собрании Мюнцкабинета в Мюнхене.

 

  Значительное число подделок древнегреческих монет опубликовал в 1826 г. итальянский археолог и нумизмат Д. Сестини (1750—1832), книга которого не потеряла своего практического значения даже сегодня. Аналогичное издание выпустил в конце прошлого века известный немецкий нумизмат Ю. Фрнллензер, а в 1922 г. — директор Национального нумизматического музея в Афинах И. Своронос. Он рассказывает о деятельности в 1900—1914 гг. фальшивомо­нетчика К. Христодулоса, приехавшего в Афины с острова Кипр и начавшего с перегравировки подлинных греческих монет, а затем занявшегося изготовлением новых штемпелей. Несколько своих первых подделок Христодулос преподнес в качестве дара Афинскому музею, выдав их, конечно, за подлинные. И. Свороносом приведены изображения более 500 поддельных монет — древнегреческих (в том числе статеры Пантикапея) и византийских. В 1930-х — начале 1940-х гг. боль­шую работу о подделках македонских монет опубликовал немецкий нумизмат X. Геблер.

 

  В отличие от большинства названных выше фальсификаторов итальянец Л. Чи­той, живший в 1811—1875 гг. в Удине, специализировался на перегравировке подлинных позднеримских серебряных и бронзовых монет и имел большой успех. В XVIII в. ганноверский гравер Н. Зеелендер (1716-1744) занимался — также с помощью вновь изготовленных штемпелей — созданием поддельных средневеко­вых немецких брактеатов (около 300 разновидностей), которые распознаются благодаря цвету монетных пластинок, имеющих слегка фиолетовый оттенок. Боль­шое количество подделок чешских монет, медалей и жетонов содержал каталог коллекции Киллиана, изданный в 1858 г. в Вене (эти подделки получили название «киллиановских»). Немало искусно сделанных подделок выпустил К. В. Беккер (1772—1830): монеты античные, средневековые, нового времени. Установлению беккеровского происхождения подделок помогают специально посвященная им книга М. Пиндера и двухтомный труд английского нумизмата Дж. Ф. Хилла. Немало польских поддельных монет было искусно сделано Ю. Майнертом (в свое время он работал медальером Варшавского монетного двора). С 1835 по 1856 г. он изготовил 99 штемпелей для фабрикации 55 различных монет. Их довольно легко можно выделить благодаря работе Г. Маньковского .

 

 Начинающие нумизматы должны также быть внимательны при приобретении монет, которые изготовлялись не как подделки, а как копии с познавательными, учебными и другими вполне благопристойными целями. Такие копии выпускались ранее в Германии для коллекционеров. С 1870 г. Чарлзом Реди было изготовлено значительное число копий для надобностей Британского музея в Лондоне. Эти копии часто имеют специальные опознавательные знаки в поле или на гурте монеты. Например, на копиях Британского музея стоят буквы R (Ready) или ВМ (BritishMuseum).

 

  В России изготовление коллекционных подделок в заметных масштабах начи­нается в первой трети XIX в. Специалистам хорошо известен своими подделками античных монет капитан царской пограничной стражи в Керчи М. Сазонов, действовавший особенно активно в 1860-х гг. Для монетного кружка подделки Сазо­нов использовал подлинные греческие монеты; видимо, хорошо зная античность, он прекрасно создавал искусственную патину. Подделкой монет Синд­ского государства, созданного племенем синдов (живших на Таманском полуост­рове и на северо-восточном побережье Черного моря) в V—IV вв. до н. э., не без успеха занимался керченский ювелир и торговец древностями Мурзин.

 

                                     

 

  Среди подделок русских монет, авторов которых далеко не всегда можно установить, надо назвать медные четырехугольные «платы» 1725—1727 гг., так называемые сестрорецкие рубли, полтинники Алексея Михайловича, ефимки (пу­тем нанесения поддельной надчеканки на подлинные талеры) и др.

 

        

                                Эту монету можно приобрести у меня здесь

 

 

   От фальшивых и поддельных монет надо отличать не только фальшивые наполеондоры, но еще и так называемые новоделы. Это монеты, чеканенные старыми штемпелями значительно позже их первоначального выпуска, дата которого указана на самих монетах. Современные международные правила требуют, чтобы новоделы имели какой-то отличительный знак или дополнительную дату их ре­альной чеканки. Особенно распространено ныне изготовление золотых новоделов, которые продаются на международном денежном рынке с наценкой, что делает их выпуск прежде всего коммерческим предприятием. В 1951—1957 гг. во Франции, например, чеканились 20 франков 1907 и 1914 гг., в 1949—1951 гг. в Великобри­тании — фунты стерлингов 1925 г., в Австро-Венгрии — 8 и 4 флорина 1892 г., дукат и 4 дуката, 100 и 20 крон 1915 г., 10 крон 1912 г. и др.

 

  Условно можно назвать новоделами монеты, чеканенные не старыми, а вновь изготовленными (по образцу старых, причем иногда с отклонениями) штемпелями. Они ближе к поддельным монетам, хотя в нумизматической литературе их относят иногда к новодельным. Дела не меняет то, что они сделаны не частным изготови­телем поддельных монет, а на Петербургском монетном дворе (наиболее редкие петровские монеты, золотые и серебряные копейки XVI—XVII вв., червонцы Алек­сея Михайловича и др.).

 

  В заключение перечислим наиболее характерные признаки фальшивых и под­дельных монет.

  Для монет, изготовленных путем отливки:

  1. Несколько меньший, чем у подлинных монет этого типа, диаметр в связи с уменьшением глиняной формы при сушке и обжигании, а также самой отлитой монеты — при остывании.
  2. Литая монета при равных размерах с чеканенной всегда легче.
  3. Изображения и легенды на отлитой монете всегда менее четки, чем на чеканенной (это нередко заставляет изготовителя прибегать к резцу, что при внимательном рассмотрении можно заметить).
  4. При отливке монеты, которая в подлиннике имеет рубчатый гурт, рисунок или надпись на нем, воспроизвести их почти невозможно. Рубцы же гурта, сде­ланные резцом или напильником, отличаются обычно неравномерностью их нане­сения.
  5. Поверхность отлитых монет, как правило, кажется жирной на ощупь.
  6. Отлитые и чеканенные монеты имеют разную микроструктуру металла.

 

  Для монет, изготовленных иными способами:

  1. Старые штемпеля изготовлялись из бронзы или из более мягкой стали, чем современные. В наше время при изготовлении фальшивых и поддельных монет берутся обычно стали новейших марок, штемпеля из которых дают более четкий и резкий рисунок и надпись.
  2. Так как гальванопластическим путем могут быть воспроизведены только отдельные стороны монеты, на подделках такого рода легко обнаружить соедини­тельный шов.
  3. При спайке лицевой и оборотной сторон подлинных монет (или подлинной монеты и подделки) на гурте обычно можно заметить линию спайки (значит, при определении подлинности монеты надо обращать особое внимание на ее гурт).
  4. Для подлинных монет, измененных с помощью гравировки или перебивки пунсонами, обычны некоторые различия в написании старой и новой части леген­ды. Кроме того, изменения в рисунках и надписях иногда скрывают путем нане­сения на поверхность монеты с помощью кислоты точек, создающих видимость следов естественного окисления, коррозии.

  Готфрид Бернгард Лоос (1774-1843)- владелец и директор известной медаль­ерной мастерской, учрежденной его отцом, один из руководителей монетного двора в Берлине — написал книгу о распознавании фальшивых и поддельных монет. В ней он обратил внимание на следующие моменты.

  Внешние признаки монеты:

  Физические признаки:

  Советы опытного монетчика и нумизмата Г. Б. Лооса дополняют полезными сведениями то, что было сказано выше о поддельных и фальшивых монетах.

 

                                 

  Литература о фальшивых и поддельных монетах достаточно обильна. Остановимся только на некоторых изданиях. Известный австрийский нумизмат Р. Гёбль предостерегал относительно переоценки пробы на подлинность с помощью восприятия на слух звучания моне­ты. Плохое звучание монеты может быть при плохом качестве проката кружка подлинной монеты, звон также зависит от качества металла. Все же характер звона, издаваемого монетой при ударе о твердый предмет, очень важен для определения ее подлинности.

 

                                 

 

  После 1960 г. изготовление подде­лок приняло такие масштабы, что приносит вред не только собирателям, но и народному хозяйству, экономике. Современная копировальная техника позволяет изготовлять подделки, распознать которые чрезвычайно трудно. Для этого необхо­димо применение самых современных методов и приборов — таких, как нейтрон­но-активационное, физико-химическое, микроскопическое исследование металла, оценка магнитных свойств и способности последнего к коррозированию. Наиболее крупными центрами изготовления поддельных монет считаются Китай, Италия, Испания и Ливан.

 

                                


Оставить комментарий import_contacts
Дата публикации Заголовок