unc@mcoin.ru
телефоны:
8-985-965-60-95 МТС
8-903-210-47-62 Билайн
8-925-706-26-91 Мегафон

Нумизматика и эротика.

Начиная с глубокой древности и заканчивая нашим временем мы иногда встречаем нумизма­тические памятники с элементами или целыми сце­нами эротического характера.

 

                                

 

Архаический серебряный статер ос­трова Тасос в Эгейском море (Греция), относя­щийся к периоду 550-465 гг. до наше эры, на ко­тором изображен сатир, похищающий нимфу. Созданные мышлением древнего человека мифические образы здесь очеловечены и, хотя у сати­ра вместо ступней ног копыта, во всем осталь­ном обе фигуры вполне реальные. Напряженные члены тела сатира (в том числе и «детородный») не оставляют сомнений в его намерении.

 

Древние римляне также верили в существова­ние сатира, но именовали его фавном.

 

Термины сатир и фавн, как символы мужской половой потенции, дошли до нашего времени, и сей­час в медицине бытует слово «сатириаз», как повы­шенная половая возбудимость, а один из парижс­ких публичных домов носил название «У фавна» (AuxFaunes) и его картонные входные жетоны ук­рашала голова этого «персонажа».

 

В пантеоне древних греков было еще одно бо­жество - Приап, сын Адониса (Вакха) и Афродиты (Венеры). Дионис был богом вина, виноделия, про­изводительных сил природы, поэтического вдохно­вения, театрального искусства веселых народных сборищ, Афродита - богиня любви и красоты.

 

Первоначально Приап считался богом полей и садов, покровителем плодородия. Его охране поручали стада овец, пчелиные ульи, виноделие и рыболовство, но со временем он сделался бо­гом чувственных наслаждений. Вместе с культом Афродиты в Италию перешел и культ Приапа.

 

Юный лицеист А. Пушкин сочинил «недопу­стимую к печати» поэму «Тень Баркова», действие которой происходит в Москве.

 

Вот некоторые (допустимые) строфы из нее:

«Однажды зимним вечерком

В борделе на Мещанской

Сошлись с расстригою попом

Поэт, корнет уланский,

Московский модный молодец,

Подьячий из сената,

Да третьей гильдии купец,

Да пьяных два солдата.

Всяк пуншу осушил бокал...»

 

И эта «теплая компания» вступила в соревно­вание по части мужской потенции на поприще «Афродиты всенародной». Победил бывший поп и юный Пушкин восклицает: «Привет тебе рас­стрига поп, Приапа жрец ретивый...».

 

Как видим, бог Приап попал и в поэтические строки, а современная медицина знает термин «приапизм», как тоже не вполне нормальное состояние.

 

Историческим же примером и «сатириаза» и «приапизма» являлся небезызвестный Григорий Ефимович Распутин.

 

Перейдем к Древнему Риму, откуда к нам пришла крылатая фраза «Panemetcircensis», т. е. «Хлеба и зрелищ!» - возглас римского плебса, его требование к власть имущим.

 

Поскольку бесплатная раздача хлеба и дру­гих продуктов должна была подвергаться уче­ту и более или менее равному распределению, то применялись своеобразные жетоны, так на­зываемые тессеры, образцы которых дошли до нас.

 

Но не хлебом единым сыт человек и среди тессер есть спинтрии - входные «билеты» в лупанарии - древнеримские публичные дома.

 

Наиболее краткое и четкое описание этих объектов нумизматики приведено во втором из­дании «Словаря нумизмата», откуда мы и за­имствуем его целиком.

«Спинтрия» (лат. Spintria) - предположитель­но марки римских борделей периода ранней им­перии, величиной с денарий: лицевая сторона - эротическая сцена, оборотная - римские цифры.

 

        

 

Известны два основных типа спинтрий.

 

Изображенные на спинтриях первого типа человеческие фигуры меньше, их позы различ­ны, на оборотных сторонах помещены цифры «I-IV» и буква «А», которая считается первой буквой слова «Accubito» (возлежание).

 

На спинтриях второго типа фигуры занима­ют все поле, число вариантов невелико. На обо­ротных сторонах помещены цифры «1-ХХ», но без буквы «А». Они предположительно подра­жания периода распространения падуанцев».

 

Период распространения падуанцев - это эпо­ха Возрождения в Европе (ХV-ХVI вв.).

 

Отметим, что римские лупанарии посещали не только мужчины, но и женщины, том числе и весьма высокопоставленные.

 

Одиозной фигурой в этом смысле является третья жена императора Клавдия - Валерия Мессалина (умерла в 48 г. н. э.), имя которой стало нарицательным и о которой римский ис­торик Ювенал писал: «...ушла (из лупанария А. Ш.) утомленная мужчинами, но не удовлет­воренная...».

 

       

 

Чтобы закончить разговор об античности, расскажем о предмете, называемым по гречес­ки «фалл» или «фаллус».

 

Это изображение муж­ского детородного члена, сделанное из камня или металла и носившее не эротический, а сак­ральный или вотивный характер, т. е. служив­ший либо амулетом для ношения на теле, либо предметом, приносившимся в дар божеству.

 

Вот что писал о применении фаллических изображений русский ученый А. А. Макаров в кратком обзоре работ по классической архео­логии за 1884-1886 годов.

 

В 1866 г. во французском городе Антибе (депар­тамент Приморские Альпы), в древности называв­шемся Антиполь, нашли камень (змеевик) длиной 65 и шириной в 21 см, обточенный волнами моря в довольно правильную удлиненную и к концу су­живающую форму. На одной стороне камня была надпись греческими буквами архаического харак­тера, относимая учеными к V или IV в. до н. э.

 

В переводе на русский язык текст надписи был следующий: «Я есмь Терпон, служитель славной богини Афродиты, да воздаст Киприда тем, кто меня здесь поставил (Киприда - это синоним име­ни Афродита).

Французский ученый Базен, изучавший этот предмет и надпись на нем, называет его «Фалличес­ким изображением, принесенным на алтарь Афро­диты как богини, воспроизводящей половой силы».

 

А далее Марков писал следующее: «Имя Терпен Базен объясняет как принадлежащее одному из си­ленов, названному и изображенному на известном киликсе Брига, найденном в Капуе, где этому боже­ству придан итифаллический характер».

 

Если изложить все сказанное языком, понятным каждому, то силен - это один из сатиров (воспита­тель младенца Диониса), калике или килик - один из типов древнегреческой посуды (плоская чаша), Капуа - город в Италии (область Кампания), а «ити­фаллический характер» - это мужская фигура с круп­ным детородным членом, да еще в состоянии воз­буждения, как у сатира.

 

И Марков заканчивает фразой: «Таки образом, здесь (т. е. в камне) вполне основательно, автор (Ба­зен) видит в изображении фаллуса воспроизведение самого итифаллического божества, что может быть допущено, так как примеры подобной замены боже­ства олицетворявшего половую силу, одним членом ее представляющим мы можем видеть на Приапе, ко­торого, как имя, так и изображение часто сводятся в древности к фаллосу, взятому в отдельности».

 

Теперь перенесемся ненадолго в Китай. Здесь в течение многих веков монеты и монетовидные пред­меты изготавливались путем литья. Наряду с моне­тами, находившимися в обращении, отливались мо­нетоподобные амулеты с благопожелательными над­писями, приносящие их владельцам и носителям «удачу» или даже «счастье».

 

Вернемся, однако, в Европу. Первая мировая война вызвала появление довольно большого ко­личества патриотических, а в том числе и сатиричес­ких медалей. В Германии первенство по выпуску этого рода медалей принадлежало медальерной мастерской Карла Гетца (1875-1952) в Мюнхене.

 

                             

 

Медаль, о которой мы расскажем ниже, была выпущена этой мастерской уже после окон­чания войны и связана с оккупацией французскими войсками Рейнской области, куда, в качестве окку­пационной армии, французы ввели колониальные части, состоящие, в основном, из сенегальских стрел­ков, т. е. негров. На одной стороне медали изобра­жена голова негра в военной каске и надпись «DieWachtamRhein», т. е. «Стража на Рейне», на дру­гой - обнаженная женщина, привязанная к столбу, увенчанному военной каской и надпись «DieSchwarzeSchmach» - «Черный позор». Слева от фи­гуры - лира с оборванными струнами, выше - «все­видящее око» (символ Бога), внизу буквы «К. G.» - инициалы медальера Карла Гетца. В описании ме­дали сказано, что столб с каской символизирует ог­ромный мужской половой член, но доводилось ви­деть экземпляры, где этот орган изображен не сим­волически, а реалистически. Это не столько эроти­ческая, сколько политическая медаль, связанная с имевшими место случаями насилия сенегальских стрелком над немецкими женщинами. Возможно отдельные случаи насилия и были, но на медали «Черный позор» им придан колорит массовости, густо приправленный расовой ненавистью. Чего сто­ит только одна голова негра с гротескно подчерк­нутыми африканскими чертами в сопоставлении ее с мужским детородным членом.

Опишем еще одну нумизматическую «безделуш­ку» близкого нам времени - венгерский новогод­ний алюминиевый жетончик «приносящий счастье тому, кто им владеет. Элементами «счас­тья» на жетонах были трубочист, поросенок (или свинья), подкова, лист клевера из 4-х лепестков (обычно лепестков на листе клевера 3) и некоторые другие существа и предметы. На этом жетоне изоб­ражено спаривание двух свинок и 4-х лепестковый клеверный лист. Есть и надписи «B.U.E.K.», что означает "BoldeujEvet" - "Счастливого нового года" и слово «KABALA» - счастливый талисман. Обще­известно, что спаривание свиней - процесс доволь­но длительный, недаром, грубоватая русская пого­ворка гласит: «Уснул, как боров на свинье». Нам кажется, что сцена спаривания животных - это на­мек на пожелание обладателю жетона того же, но в человеческом смысле.

 

Закончим изображением любопытно медали, из­готовленной в XVII в. немецким медальером Себа­стьяном Дадлером (1586-1657). На одной сто­роне - молодая пара новобрачных, сцена взаимной любви, на другой - та же пара, но много лет спустя. Это неуживчивые и дерущиеся между собой старик со старухой. Как говорится «Finita la comedia».

 

Автор Шишкин А.

Архив статей

Специальные серии банкнот США в период Второй мировой войны.
Замещёнки: банкноты серий замещения.
Производство банкнот.
Двуглавый орёл на бумажных деньгах России.
Боратынки и тымфы Короля Яна Казимира.
Трудовые займы в 1934 и 1935 годах
Жетоны метрополитенов
История бумажных денег.
Жетоноведение. История. Типы жетонов.
Нобелевская бонистика и нумизматика мира
Большой рейтинг посещаемых нумизматических сайтов Каталог сайтов: Увлечения и хобби

©2016 MCOIN.RU При использовании материалов, размещенных на сайте, ссылка на правообладателя обязательна.